Суд Северного округа штата Калифорния принял к рассмотрению обращение российского издательства АСТ к YouTube и Google. Российского правообладателя впервые присоединили к коллективному иску в США.
По словам члена правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) Максима Рябыко (представляет интересы АСТ), обращение в американский суд было вынужденной мерой, поскольку ответчик в России под разными предлогами не дает судьям перейти к рассмотрению дела по существу. Истцы утверждают, что YouTube предоставляет «на дискриминационной основе» доступ к Content ID только крупным правообладателям.
Данная технология распознает пиратский контент по цифровому отпечатку: при загрузке файла на платформу происходит его автоматическое сравнение с легальными копиями, и при совпадающих характеристиках пользователь не сможет разместить его на YouTube. Идентификация по цифровому отпечатку не позволяет повторно размещать ранее удаленный контент.
Те правообладатели, у которых нет доступа к Content ID, должны подавать через веб-форму или по почте уведомления об удалении с YouTube для каждого видео. По оценке Эксмо-АСТ, из-за пиратства правообладатели ежегодно теряют 15-20% выручки.
«Этот случай иллюстрирует, что для защиты своих прав в споре с YouTube сегодня наши компании вынуждены обращаться в суды на территории США, потому что материнская Google в России уклоняется от диалога с властями и истцами, — отмечает руководитель рабочей группы по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации ОП РФ Вадим Виноградов. — На изменение этого направлен закон «о приземлении» иностранных ИТ-компаний, который был подписан Президентом 1 июля 2021 года. Согласно этому правовому акту с 1 января 2022 года иностранных ИТ-гиганты должны будут создать на территории РФ свои официальные представительства, что упростит ведение коммуникаций с зарубежными корпорациями».
Иностранные ИТ-компании всегда болезненно воспринимают попытки властей заставить их соблюдать национальное законодательство и судебные решения, констатировал эксперт.
«Однако, Google, как и другие частные иностранные технологические компании, получающие прибыль с российского рынка, руководствуется в первую очередь собственными финансовыми показателями, которым может повредить конфликт с российским правосудием, — рассуждает Виноградов. — Все IT-компании, работающие на территории РФ, должны соблюдать национальное законодательство, выполнять судебные решения и уважать интересы российских граждан и бизнеса. Ситуация, при которой компания в своей деятельности на территории РФ отдаёт приоритет законодательству другой страны, сомнительна и вряд ли соответствует интересам граждан и отечественного бизнеса».