Хинштейн: закон о «приземлении» иностранных ИТ-компаний не носит репрессивный характер

Jon Nazca/Reuters

Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи в пятницу рекомендовал нижней палате принять в первом чтении законопроект, обязывающий крупные IT-компании открывать филиалы или представительства в России.

Председатель комитета Александр Хинштейн в этой связи напомнил, что «диалог с иностранными ИТ-компаниями о необходимости открытия официальных представительств велся на протяжении нескольких последних лет».

«Но существенного продвижения в этом вопросе мы не увидели, поэтому возникла инициатива по законодательному регулированию, — констатировал парламентарий. — Мы эффективно работаем с российскими игроками. Потому что даже если возникают какие-то вопросы их можно решить в процессе диалога. С иностранными компаниями подобное взаимодействие затруднено, потому что зачастую просто некому обращаться».

«При этом важно отметить, что законопроект о «приземлении» иностранных ИТ-компаний, который был внесен в Госдуму на прошлой неделе не несет репрессивный характер и в первую очередь предполагает экономические санкции для нарушителей. 

Эта инициатива обусловлена необходимостью установления четкого и понятного механизма взаимодействия и обратной связи с российскими гражданами, общественными и государственными структурами. Прежде чем законопроект был внесен в Госдуму, мы долго его прорабатывали и обсуждали с отраслью, экспертным сообществом именно для того, чтобы эта норма была не декларативной и могла быть реализованной.

Законопроект коснется тех ИТ-компаний, чья ежесуточная аудитория в РФ превышает 0,5 млн чел. 

Условия «приземления» максимально понятны и легко исполнимыми. Им нужно будет: создать в РФ филиал, представительство или уполномоченное юрлицо; зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора; разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами и организациями. 

Исполнения трех этих нехитрых требований вполне достаточно для установления прямых коммуникаций между ИТ-ресурсом и российской стороной», — резюмировал Хинштейн.