29-летний Дмитрий Маринин — российский IT-специалист. С 2006 по 2015 год работал фрилансером, а после — в сервисах «Яндекса». С октября 2015 по май 2018 года занимал должность Frontend Team Lead в «КиноПоиске», а с мая 2018 по февраль 2020 года разрабатывал программное обеспечение для сервиса «Яндекс.Музыка». В 2020 году в течение восьми месяцев занимался разработками для «Яндекс.Облако». С марта 2022 года занимается собственным стартапом Now.
Мобильное приложение визуально почти полностью повторяет Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена). Соцсеть разработана командой Маринина вскоре после новостей о блокировке Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и Instagram. В настоящее время выпущены официальные версии Now в App Store, Google Play и Huawei AppGallery. В отличие от «Россграм» приложение полностью рабочее, в нем уже можно регистрироваться и загружать фото и видеоролики. Также внутри реализованы почти все функции Instagram, в том числе публикация «сторис».
Кто пользователи Now?
— В конце апреля вы сообщали про 200 тыс. пользователей в Now. Сколько у вас на данный момент пользователей?
— Близимся к отметке в 400 тыс. пользователей. В прошлом фиксировали около 4 тыс. новых пользователей ежедневно, однако сейчас этот показатель сильно плавает из-за лета, сезона отпусков. Некоторые пытаются вести блоги сразу в нескольких новых соцсетях, поэтому кто-то приходит нерегулярно, кто-то возвращается через некоторое время.
Может быть 3 тыс. новых пользователей в один день, а в другой день всего 200 человек. Когда мы поднимаемся выше в рейтингах магазинов приложений, это способствует повышению новых регистраций.
— Как подбирается контент для пользователей Now во вкладке «Интересное»? Используются нейросети?
— В данный момент нейросеть фильтрует недопустимый контент, не давая ему попадать в общую ленту.
Лента хронологическая, и мы хотим сохранять ее такой, но сделать интереснее. Суть не в том, чтобы показывать все подряд, а хронологически с выборкой интересного, куда каждый может попасть. В этом одна из ключевых наших особенностей.
Пользователи любят живую хронологическую ленту, им она нравится.
— Большинство пользователей Now из России? Сколько их примерно в процентном соотношении — около 80%?
— Точно больше 50%. Сложно сказать точнее, потому что многие используют VPN-сервисы. Из-за этого у нас статистические данные размазываются, — кто-то из Германии определяется, кто-то из других стран.
При этом мы можем определить тех, кто действительно пользуется из-за рубежа: это возможно по стране магазина приложений, откуда проводилась загрузка. Там не такие большие цифры, но мы открыты для всего мира в App Store и Google Play.
Мы делаем сервис для российского рынка, но открыты для всех изначально. Это в определенной степени добавляет трудностей, но мы посчитали, что так будет правильно. Мы себя позиционируем не как аналог Instagram, а как альтернативную платформу.
Планируем в перспективе конкурировать наравне со Snapchat и другими социальными медиа. Сейчас это усложнено мировой ситуацией, и не все так просто, поэтому мы приспосабливаемся к неопределенности. У нас достаточно мотивации делать хороший продукт и сильная поддержка со стороны пользователей.
— С какой мобильной ОС больше пользователей — на iOS или на Android?
— Разумеется, на Android, потому что у людей больше гаджетов на этой мобильной ОС. Тут еще момент с запуском — у нас более 100 тыс. пользователей тогда скачали самый первый APK-файл из нашего Telegram-канала, когда еще приложение только готовилось к выходу в Google Play и App Store. И многие все еще сидят на этой версии, а мы их активно пушим, чтобы обновлялись.
С App Store был более долгий процесс модерации в первый раз, когда загружали приложение к ним. На прошлой неделе мы появились в AppGallery, магазина приложений для смартфонов Huawei. Там уже более 14 тыс. скачиваний и хорошие отзывы.
Однако с AppGallery была другая сложность — название приложения. Нам не разрешали использовать названия «Now» и «Now App». Долго вели переговоры по поводу именования, в итоге добились разрешения использовать Now App. Нам говорили что это «общие слова» и стоит их избегать. В итоге ситуация разрешилась в нашу пользу.
— В российские магазины приложений, помимо RuMarket, планируете заходить?
— Пока у меня позиция такая, что эти магазины больше про красивую витрину с APK-файлами, чем про серьезное использование. Это полезно для банковских приложений, так как они пропали везде из других «сторов». Но большинство приложений все еще доступны в Google Play и AppGallery, поэтому пользователи будут обращаться чаще туда.
Сталкивались с тем, что в отечественных магазинах приложений пока что надо отправлять документы на почту, ожидать подтверждения и позже опять же по почте присылать APK-файл. Думаю, что в дальнейшем это изменится. В любом случае, время все расставит на свои места.
Финансирование разработки
— Сколько сотрудников в настоящее время работает над Now?
— Основа команды — три человека. Кроме меня это Дмитрий Дедов и Леонид Артамонов.
У нас есть команда тестировщиков из 20-30 человек. Это устоявшаяся команда, которая прошла с нами огонь и воду. Они тестируют каждую предрелизную сборку и очень помогают выловить все возможные недочеты.
У нас имеется команда поддержки, которая модерирует чат в Telegram с пользователями. Там их более двух тысяч. Есть модераторы и внутри приложения — это пользователи, которые присылают нам сообщения об ошибках. Но у них нет никаких специальных полномочий или особых кнопочек внутри приложения.
Блог внутри приложения помогает вести отдельная команда. Они сначала были неофициальным сообществом, но в настоящее время мы дали им статус официального.
«Киллер фича»
— Будут ли в Now закрытые профили?
— Мы считаем, что закрытые профили, как в Instagram, это некий костыль. Потому что у человека масса причин закрывать профиль. И да, показывать контент конкретным людям — одна из них.
Но это будет решаться выбором конкретных пользователей, которым доступен ваш контент. Туда можно добавить отдельно родственников и/или друзей.
— А планируется ли некая «киллер фича», которая выделит вас среди остальных соцсетей?
— У нас будет крайне необычная подписка для пользователей, не как у OnlyFans или Boosty.
Подписка основана на том, что пользователи будут финансировать платформу и одновременно авторов контента. Мы идем на риск с таким предложением, но это необходимо.
Пользователь подписывается на Now для получения дополнительного функционала в виде кастомизации профиля и других дополнительных функций. Одновременно эта сумма идет на финансирование разработки и на поддержку авторов, которых пользователь сможет выбирать.
В результате не нужно оплачивать за каждого блогера отдельно, каждый раз вводить данные снова и держать кучу подписок на разных авторов. Пока мы в процессе определения того, какой будет эта сумма.
— А как финансировалась разработка Now все это время?
— Основные вложения — мои личные инвестиции. Сейчас команда тоже подключается и инвестирует свои средства. Конечно, есть понимание, что так не может продолжаться бесконечно.
Мы сейчас находимся в поиске инвесторов, но не с целью продаться или продать долю в компании. В настоящее время ведутся переговоры. Нас интересуют долгосрочные инвестиции.
У нас первая задача — покрыть расходы на инфраструктуру. А чем больше пользователей, тем больше операций проводится и тем больше мы платим за это. Еще появился аккаунт Boosty, на котором уже 70 подписчиков за три дня, так что пользователи уже начинают поддерживать нас финансово.
Сложности работы в Крыму
— Не опасаетесь зависимости от Firebase [платформа для разработки мобильных приложений, которая дает создателям множество инструментов и услуг, среди которых собственные алгоритмы шифрования, а также защита от DDoS-атак и регистрации нескольких аккаунтов с одного IP-адреса — «Газета.Ru»], принадлежащего Google, при работе вашего приложения? Возможно ли его использование против вас?
— Сейчас действительно стоит учитывать больше разных рисков. У нас не завязано все на Firebase. Мы понимаем подобные риски и законодательство стран, в том числе и России. У нас есть «Яндекс.Облако» для данных российских пользователей, чтобы соблюдать требования по хранению.
В то же время инфраструктура у множества компаний сейчас вне границ. С трафиком та же история. Например, трафик с Дальнего Востока далеко не всегда идет не напрямую по России. Зачастую он, условно, делает крюк в Китай, затем в Европу и только потом в Москву.
С этим связаны и потенциальные проблемы с работой для пользователей в Крыму, а также в ДНР и ЛНР. Там трафик идет так, что ты то определяешься в Европе, то в России.
А Firebase сразу рубит, видимо, по политическим причинам запросы из Крыма. Мы их стараемся перенаправлять своим путем, но все равно иногда трафик проходит через европейские дата-центры, из-за чего сохраняется проблема с доступностью.
Мы стремимся добиться доступности на уровне Telegram, чтобы приложение могло установить соединение независимо от того, где вы находитесь.
— Борьба с Google в данном случае имеет смысл?
— На инфраструктуре Google очень многое завязано. По сути мысли о блокировке облака Google и их чисто технической инфраструктуры — это то же самое, что мысли о том, чтобы вставить себе палки в колеса.
— На случай возможного отключения от Google имеется запасной план?
— Да, у нас есть репликация [синхронизации содержимого нескольких копий системы и данных — «Газета.Ru»], в том числе сервиса авторизации. Мы перенаправим в таком случае мастер-версию Now на «Яндекс.Облако».
Но в таком случае конечно есть другие риски.
В случае пиковой нагрузки мы гораздо проще можем справляться в ней, находясь в облаке Google. В случае «Яндекс.Облака» на текущий момент нам потребуется больше времени для поднятия аналогичной инфраструктуры.
У «Яндекса» пока нет таких возможностей по масштабированию необходимых нам ресурсов.
— Комплект средств разработки Flutter, на котором написан Now, может навредить вашему приложению из-за санкций?
— Это разработка Google, но на самом деле в команде Flutter много русскоязычных ребят, и он открыт для всех. Я не слышал, чтобы они участвовали в этой политической истории.
Малый бизнес
— Есть идеи по развитию аккаунтов для малого и среднего бизнеса?
— У нас уже появляются аккаунты, которые все ведут по привычке, как в Instagram, и для них это очень комфортно. У нас все полноценные функции для этого уже реализованы — ссылки, моменты [аналог сторис — «Газета.Ru»].
Имеются планы по созданию бизнес-аккаунта, но не в формате того, что у одного человека несколько аккаунтов, как в Instagram. Ведь зачем одному человеку создавать ради таких коммерческих страниц отдельный полноценный аккаунт?
У нас как раз будет один аккаунт, на который можно будет создавать несколько профилей. Создатель такого бизнес-профиля сможет давать права доступа другим сотрудникам, если речь о компании. Это удобно с точки зрения безопасности и пользовательского опыта.
Если у компании сформирован SMM-отдел, то можно сразу дать доступ менеджеру с правами администратора, а он затем может добавлять туда своих подчиненных.
Или, например, у человека имеется автосервис. Он создает профиль этого бизнеса и сможет поменять интерфейс у такой страницы, указав в том числе контакты компании.
Такой тип профилей не сможет подписываться на других пользователей, что минимизирует ситуацию «на вас подписался nogti_manikur_krasnadar_skidki».
— То есть это будет работать на манер Telegram-каналов?
— В целом да. У этой модели есть еще одно преимущество с точки зрения безопасности. Сейчас Instagram часто блокирует аккаунты бизнесов из-за VPN или входа с подозрительной локации.
Например, если владелец дал логин и пароль от аккаунта SMM-менеджеру из другой страны. Instagram видит, что все время заходили из Москвы, а тут вдруг внезапно вход из Лондона, например. В итоге аккаунт блокируют, и далеко не всегда это кратковременная история, иногда аккаунт может быть потерян надолго, а его владельцу предстоит длительное разбирательство со службой поддержки.
Конкуренция за место Instagram
— Что думаете о других командах, которые разрабатывают свои аналоги Instagram?
— Если посмотреть на ребят, которые делают аналоги, то заметно, что у них нет понимания продукта. Они просто смотрят на то, как он выглядит и пытаются повторить именно визуально. И в итоге все равно не выходит повторить это на должном уровне.
С точки зрения аналогов Instagram у нас самое похожее и работоспособное альтернативное решение. В Now работают все привычные свайпы, интерфейс похож, но у нас есть свой взгляд на то, как развиваться дальше.
По сути Now — это альтернативная история Instagram, как если бы его не продали Facebook в свое время, а продолжили развивать самостоятельно. С точки зрения продукта у Instagram сейчас не лучшие времена.
Meta (признана в России экстремистской и запрещена) запрыгнула в гонку за аудиторией, конкурируя с TikTok. Это сместило фокус всей платформы именно на вертикальный видеоконтент. Не всем это нравится, не всем это удобно и необходимо. Также это отодвинуло на второй план публикации/сторис. Очевидно, что в ближайшее время они будут активно как-то решать эту проблему.
— Опасаетесь того, что потеряете аудиторию в случае разблокировки Instagram в России?
— У Instagram сейчас переходный период, когда меняется интерфейс и портится привычный пользовательский опыт.
Даже если бы их завтра разблокировали, то у нас никаких переживаний по этому поводу не было бы, так как у них сейчас какая-то каша в приложении.
Технологически те же Reels быстро и круто работают, но зачем они — многим не понятно. Кто-то говорит что это «формат будущего», а кто-то видит все минусы и проблемы этого формата, или называют его «мыльным пузырем» который в какой-то момент лопнет.
И сторис тоже были взяты из Snapchat. То есть у них как будто нет понимания, что делать с Instagram. Просто берут другие форматы и едут дальше.
Борьба с накрутками
— Судя по вашим оценкам, уже к осени у вас будет полмиллиона пользователей. Рост аудитории означает и риск роста накруток внутри Now. Как с этим собираетесь бороться?
— Мы именно поэтому и не торопимся с маркетингом. Мы работаем над этим сразу в нескольких направлениях, постоянно совершенствуем механизмы, которые препятствуют появлению ботов и спам-активности.
С самого старта мы также минимизируем различную спам-активность от пользователей, которые пишут одинаковые комментарии, или массово подписываются на другие профили.
— Как именно?
— Например, у нас нет рядом с никнеймом при пролистывании ленты кнопки «Подписаться», для этого надо перейти в сам профиль. Однако накрутчики уже набили руку и научились делать эти два действия вместо одного.
Это постоянная борьба, которая будет вестись технологическим путем. Система уже отмечает таких пользователей, которые за короткий срок подписываются на более чем N профилей или пишут спам-комментарии.
— А в Now появится возможность официально продвигать свой контент, отказавшись от классических накруток?
— В ближайшее время у нас появится бесплатный способ продвижения профилей и публикаций в Now.
Каждый пользователь сможет продвигать один раз в день любую свою публикацию. Бизнес также сможет продвигать свои посты, делать это нативно, чтобы и им, и пользователям было комфортно пользоваться Now.
Ведь известно, что зачастую публикуют в определенное время, чтобы были выше охваты. Мы хотим снизить эту необходимость, снять это напряжение с авторов. Эта функция станет вторым шансом для их публикаций.