Apple уже не та. Руководство забыло три правила Джобса

Apple увязла в скандалах из-за требований перемен от сотрудников

Reuters/Apple
В Купертино назревают проблемы между руководством и сотрудниками. Все больше работников Apple настаивают на серьезных изменениях внутри компании. Тим Кук открыл «ящик пандоры», создав единый чат для всех работников вне зависимости от их отдела или проекта. Каким правилам следовал Стив Джобс, когда управлял брендом, и что случилось, когда нынешнее руководство начало их игнорировать — в материале «Газеты.Ru».

Великие потрясения?

За последние полгода Apple оказалась в нескольких сложных и неприятных скандалах. В июне группа сотрудников Apple, выступающих за сохранение режима удаленной работы, отправила анонимное электронное письмо главе компании Тиму Куку.

«Мы убеждены, что можем создавать гаджеты даже лучше прежнего, добавив больше гибкости к объявленной политике возврата в офис», — говорилось в обращении.

По планам Кука, работников планировалось вернуть в офис с сентября. План был основан на том, что сотрудникам нужно будет находиться в штаб-квартире Apple три дня в неделю с возможностью работать из дома по средам и пятницам.

Такой вариант не устраивал тех, кто уже переехал в другие города, штаты или даже страны во время пандемии и не имел желания возвращаться.

Также в компании стали активно обсуждать случаи сексизма при найме сотрудников и сотрудниц. Инженер-программист Кейт Ротондо в 2018 году переехала из Германии в Сан-Франциско, так как ей запретили работать удаленно.

Договоренность была лишь на один удаленный день, с возможностью появления второго при успешной работе в течение полугода. Тогда по стандартам Apple это был компромисс.

Однако в процессе работы Ротондо обнаружила, что ее менеджер по найму сам был полностью на удаленке, как и трое других членов ее команды. Все они были мужчинами. По мнению Ротондо, ее пол повлиял на непреклонность запрета работы из дома.

Позже программист выяснила, что и по зарплате она сильно проигрывает коллегам мужского пола. Они проработали в Apple дольше, но по квалификации Ротондо ничем им не уступала, а в чем-то даже превосходила. В результате долгих встреч и переговоров с менеджерами и отделом кадров она не смогла добиться повышения зарплаты и улучшения условий труда.

Ротондо уволилась, проработав почти два года. Пять месяцев спустя она подала обвинение о дискриминации в комиссию по равным возможностям при трудоустройстве (EEOC) США. В комиссии никаких нарушений не выявили, Ротондо ушла из IT-сферы.

Причина и следствие

Борьба внутри Apple за удаленную работу, равенство зарплат и равные условия для мужчин и женщин показывает изменения, которые начали происходить внутри компании. Как пишет The Verge, с 1976 года техногигант действует примерно одинаково: руководители принимают решения о том, как будет функционировать компания, а сотрудники либо подчиняются правилам, либо уходят.

За последние месяцы такой подход стал разрушаться. Работники внутри индустрии выступают за большую власть. Руководство Apple продолжало достаточно сдержано реагировать.

К примеру, комментировало скандалы с помощью общей рассылки на почту, что визуально выглядит, как оторванность главных лиц компании от проблем сотрудников. Работники же тем временем активно рассказывают об условиях работы в Apple в соцсетях.

«Происходит смещение баланса сил. Не все боятся, что их начальник в Apple уволит их», — считает бывший редактор интернет-журнала Macworld Джейсон Снелл. По его мнению, сотрудники уверены, что теперь их критика поможет оказать давление на Apple и приведет к переменам внутри компании.

Это изменение связано с тем, что техногигант уже два года проводит эксперимент с ведением общей коммуникации через корпоративный мессенджер Slack. Раньше сотрудники Apple работали в разрозненных командах, не имея возможности познакомиться с людьми за пределами текущего проекта или отдела. Так было и при Стиве Джобсе.

Сотрудники обнаружили, что их личные недовольства работой разделяют люди из самых разных отделов. Жалобы могут отличаться по тематике, но все сходятся в одном — желании быть услышанными. «Существовало мнение, что когда ты уходишь за занавес в Apple, о тебе больше ничего не слышно, — пояснил Джейсон Снелл.

По его словам, бывший глава Apple Стив Джобс был настолько уверен в необходимости держать своих сотрудников в секрете, что убрал все имена из полей «О нас» в программном обеспечении, когда вернулся в Apple в 1997 году.

Секретность Apple

Сохранение тайн внутри Apple обеспечивается с помощью ряда норм и правил. Именно так компания работала последние годы, но теперь эта структура тоже под угрозой.

Требования просты: не говорите об Apple публично, если вас специально не попросили. Правила тоже просты: у сотрудников есть бейджи, которые открывают только определенные двери отделов, где они задействованы.

Их просят подписать соглашение о неразглашении (NDA) для конкретных проектов. Внутренние документы о гаджетах и программах кодируются специальными ключевыми словами, такими как «Ультра», «Черный» и «Белый», указывающими на уровень секретности работы.

Однако повышенная секретность распространилась не только на продукты компании, но на всю Apple. Бренд заявляет, что ее политика «не должна толковаться как ограничение права свободно говорить о заработной плате, часах или условиях работы», но в действительности от сотрудников ожидают, что все внутренние проблемы будут оставаться внутренними.

Несколько сотрудников Apple отмечают, что вскоре после публикации критики компании в сети получают письмо от отдела по бизнес-коммуникациям с просьбой зайти пообщаться. У таких работников не всегда возникают проблемы, но так им показывают, что в Apple наблюдают за их действиями в сети.

Действие и противодействие

Первоначально Apple следовала принципу игнорировать проблемы и говорить о них как можно меньше. Однако в дальнейшем компания начала действовать.

20 августа Apple объявила, что откладывает возвращение в офис как минимум до января 2022 года из-за роста числа случаев COVID-19. В результате недовольство возвращению в Купертино поутихло, ведь сотрудники поняли, что в ближайшие месяцы проблема не стоит на повестке дня.

В это же время внутри Apple начали зачищать не связанные с работой каналы в Slack.

В компании ввели ряд новых правил, запрещающих каналы, не связанные с бизнесом Apple. Исключения сделали только для отдельных безобидных каналов, таких как #fun-dogs, #fun-cats и #dad-jokes.

Многие из сотрудников стали организовываться вне Slack и рабочей переписки. Например, присоединились к каналам в Discord, чтобы говорить о зарплатах и других проблемах в компании.

Три правила Джобса

Для решения возникших проблем руководству следует вспомнить и усовершенствовать коммуникацию так, как ее выстроил в свое время Стив Джобс, пишет Inc. У бывшего главы Apple было три правила, которым он следовал при работе в компании.

Приоритетом должны быть рабочие процессы, а не встречи. Переговоры должны быть поддержкой работы, а не дополнительным бременем. Джобс знал, какие встречи проводить, а какие сокращать. Процессу работы он советовал отдавать три четверти всего времени в офисе, и лишь одну четверть — различным встречам.

Первое правило: список участников должен быть небольшим, в идеале 3-5 человек. Бизнесмен считал, что чем больше людей на встрече, тем менее она продуктивна.

Также при составлении списка Джобс изучал, есть ли значение или роль у того или иного человека на собрании. Если они никак на нее не повлияют и будут там лишь с целью слушать, то можно обойтись письмом или записью по итогам встречи.

Второе правило: повестка встреч должна быть короткой — не более трех пунктов.

Цель этой меры — сосредоточиться на решении определенных задач. Имея в повестке более трех пунктов, высока вероятность потеряться в несвязанных темах и разговорах ни о чем. Также труднее сделать выводы и наметить план действий по итогам встречи. В идеале все три пункта повестки должны быть четко связаны с основной целью собрания.

Третье правило: продолжительность не должна превышать 30 минут.

Порой считается, что требуется больше времени для обсуждения. Джобс был уверен, что в итоге все заканчивается пустой тратой времени. Причина — в ограниченном внимании у человека, не способного быть предельно сфокусированным дольше определенного интервала.

Джобс считал, что если делать встречи не дольше получаса и распределять ключевую информацию по фрагментам в 1-2 минуты, то ее эффективность будет в разы выше.