«Люди хотят смыслы»
«Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты», — говорил знаменитый режиссер и реформатор театра Константин Станиславский. История культуры на протяжении многих веков доказывает правоту театрального гения: даже для простого перечисления талантов и удивительных произведений, созданных благодаря поддержке меценатов, не хватит и десятка статей.
Например, если бы не банкир Лоренцо Медичи, мир мог бы никогда не узнать о таких гениях эпохи Возрождения, как Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти, Донателло и Леонардо да Винчи. Без поддержки тяжело пришлось бы и Вольфгангу Амадею Моцарту, которого современники вовсе не считали гением – по крайней мере после того, как чудо-ребенок вырос.
Примеров успешного сотрудничества между меценатами и людьми искусства хватает и в России. Так, коллекционер Павел Третьяков помог многим художникам, меценат Савва Мамонтов на собственные средства способствовал знаменитости Врубеля.
Подобное взаимодействие между бизнесом и культурными институциями не утратило актуальность и в современном мире. Причем, как полагает генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, подобные коллаборации и сотрудничество положительным образом сказываются на обеих сторонах союза.
«Очень важно, имея в виду конкретную аудиторию, понимать, какие у нее потребности и особенности восприятия. Бизнес обладает подобным знанием, привнося его с собой в какое-либо учреждение культуры. На период взаимодействия у бренда появляется какая-то новая форма, новый уровень восприятия – это факт. Расти только коммерчески, только развивая структуру и систему, развивая обороты, недостаточно, если хочется быть частью полноценного общества. Людям уже мало просто производителей. Люди хотят смыслы», — заключает Игорь Намаконов.
Помощь прекрасному
Подобное взаимодействие между бизнесом и культурными институциями может быть разным: от поддержки отдельных мероприятий до комплексного долговременного сотрудничества.
Так, 20 сентября о начале глобального стратегического партнерства объявили компания Huawei и Московская государственная консерватория им.П.И. Чайковского. «Опыт Московской консерватории поможет усилить нашу глобальную научно-исследовательскую деятельность, создать качественно новые устройства, а также внести определенный вклад в популяризацию музыкальной культуры и образования. Консерватория в сентябре отмечает 155-летие, и присоединиться к ней в момент такого значимого юбилея – большая честь для нас», – отметил президент Huawei Consumer Business Group в России и странах СНГ Лео Ли.
В рамках сотрудничества планируется создать несколько аудиопродуктов Huawei при непосредственном участии ученых консерватории. Девайсы будут отмечены специальным знаком «Настроено совместно с Московской государственной консерваторией им.П.И. Чайковского». Кроме того, эксперты консерватории выполнят профессиональное тестирование аудиопродукции Huawei и сформулируют официальные рекомендации по ее использованию.
«Компания Huawei обратилась к Московской консерватории как к прославленному профессиональному собранию экспертов музыкального звука с предложением объединить усилия в тестировании и настройке новейших аудиопродуктов компании. Цель этого сотрудничества — выявить в передаваемом этими продуктами звуке его первозданные космические качества, высвобождающие энергию духа и приносящие слушателю истинное наслаждение красотой и целительной магией музыки», — рассказал доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, исполняющий обязанности ректора Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского Александр Соколов.
Также будет организована серия образовательных проектов. Например, планируется провести мастер-классы для всех желающих с участием профессорско-преподавательского состава консерватории и специалистов в сфере звукозаписи, звукорежиссуры и электроакустических исследований.
Для компании Huawei это не первый проект инвестиций в науку – что не удивительно, так как в качестве своих корпоративных ценностей она декларирует «открытость, сотрудничество и совместное достижение успеха». Например, в июле компания заявила о намерении в течение следующих пяти лет инвестировать $150 млн в повышение квалификации специалистов по цифровым технологиям. Ожидается, что программа охватит более 3 млн человек.
Есть у Huawei и опыт взаимодействия с миром искусства: так, в августе бренд представил шесть новых дизайнов циферблатов для смарт-часов, созданных в коллаборации с немецким digital-художником JoJoesArt. В дальнейшем компания намерена наладить сотрудничество и с другими представителями современного творчества.
Ректор ГИТИСа Григорий Заславский уверен, что современное искусство должно максимально мирно входить в жизнь людей – оно необходимо для того, чтобы заинтересовать, вызвать какие-то размышления.
«Любой человек, где бы он ни работал, в театре или какой-то корпорации, должен уметь коммуницировать. Например, в театре система Станиславского или биомеханика Мейерхольда настроены именно на то, чтобы коммуникация была максимально осмысленной и чтобы человек умел контролировать свои эмоции», — говорит он.
Сотрудничество бизнеса и культурных институций как раз и позволяет достичь этих целей: сделать искусство доступным и понятным, настроить коммуникацию бизнеса на людей и их интересы, наполнить бренды смыслом и приблизить их к прекрасному.