Меньше знаешь, крепче спишь: почему Facebook блокирует исследователей и кто следующий

Что пытается скрыть Facebook от научного сообщества и журналистов

Основатель Facebook Марк Цукерберг во время конференции F8 в Сан-Хосе, Калифорния, 1 мая 2018 года Stephen Lam/Reuters
Враждебное отношение Facebook к независимым исследованиям распространения дезинформации и фейков на платформе выливается в опасную тенденцию. Как только научное сообщество и журналисты начитают изучение механик соцсети и ее влияния на общество, ИТ-гигант тут же находит повод им помешать.

На прошлой неделе Facebook заблокировал страницы ученых, работавших над проектом Ad Observatory Центра кибербезопасности Политехнического института Нью-Йоркского университета. Сотрудники исследовательской группы Лаура Эдельсон и Дэймон Маккой в интервью The Guardian предположили, что это было сделано для приостановки расследования роли Facebook в распространении дезинформации о вакцинах, выборах и беспорядках у Капитолия. Эксперты опасаются, что такая политика может продолжится и в отношении других аналогичных проектов. И, если это произойдет, непредвзятое изучение онлайн-платформы станет невозможным.

Блокируя учетные записи ученых, Facebook заявил о нарушении конфиденциальности пользователей и условий предоставления услуг соцсети, а также сослался на свое соглашение с Федеральной торговой комиссией (FTC).

Однако, как отмечают исследователи, Ad Observer действует законно и собирает информацию только о рекламодателях. А FTC и вовсе опровергла новость, что проект Нью-Йоркского университета нарушает ее указ ее соглашение с ИТ-гигантом.

Пострадавшие исследователи также не согласны с обвинениями Facebook. Используя данные, собранные с помощью Ad Observer и информацию, полученную благодаря инструментам прозрачности самой онлайн-платформы, они надеялись пролить свет на то, как компания привлекает внимание своих пользователей к рекламодателям. Так они сообщили, что Facebook не включил в свой публичный архив более 100 000 объявлений, соответствующих его собственным критериям политических, социальных и рекламных объявлений.

Например, в список не попали материалы в поддержку Джо Байдена в преддверии выборов 2020 года, объявления Amazon о минимальной заработной плате, реклама против ношения масок в период пандемии.

Эксперты также выяснили, что вводящие в заблуждение источники новостей получают гораздо больше внимания Facebook, чем надежные источники новостей.

Соответствующие отчеты команда планирует опубликовать в ближайшее время.

Facebook проводит масштабную политику против внешнего контроля и блокировка независимых исследователей только малая ее часть. Так, в июле New York Times сообщило, что Facebook расформировала команду, работающую над CrowdTangle (инструмент позволяющий проследить, как неоплачиваемые посты в Facebook распространяются и привлекают внимание на платформе).

Кроме того, даже Белый дом столкнулся с многочисленными проблемами при запросе от Facebook информации по дезинформации о вакцинах.

Эксперты научной отрасли призывают не позволить Facebook в одностороннем порядке решать, кто будет изучать деятельность технологического гиганта и какие инструменты можно при этом использовать.

История показала - то, что происходит в Facebook, влияет на общественное доверие к выборам, ход пандемии и характер социальных движений.

«Нам необходимо более глубокое понимание, которое обеспечивают исследователи, журналисты и общественность. Если Facebook не разрешит этот доступ добровольно, то законодателям пора потребовать его», - резюмировали Эдельсон и Маккой.