При этом, как сообщает Financial Times, в США администрация президента Джо Байдена начала ужесточать контроль за компаниями из Кремниевой долины только сейчас.
По данным аналитического центра Assembly Research, с 2010 года против бигтеха было возбуждено 30 дел по вопросу нарушения конкуренции, треть из которых приходится на 2020 год.
Большая часть разбирательств ведется в странах Европы.
Скептики считают, что регуляторы действуют слишком медленно, поскольку расследования и апелляционные процессы в судах ЕС занимают годы. Тем временем технологические компании продолжают демонстрировать рекордную прибыль, пользуясь своим положением.
Примером может служить конфликт ЕС и Microsoft. ИТ-гигант по умолчанию привязал свой браузер Internet Explorer к Windows, устранив тем самым своего серьезного конкурента Netscape. К тому моменту, когда регуляторы закончили изучение правомерности этого решения Microsoft, Netscape фактически был уничтожен.
Европейская комиссия начала свои первые расследования на тему антиконкурентного поведения бигтеха более десяти лет назад.
С тех пор Google суммарно было выписано $10 млрд штрафов. Компания продолжает утверждать, что ее действия направлены на совершенствование рыночного предложения для пользователей. В то же время ее конкуренты заявляют, что их бизнес по-прежнему страдает от злоупотребления ИТ-гигантом своим положением на рынке технологий.
В настоящее время в ЕС разрабатываются Закон о цифровых услугах (Digital Services Act (DSA), нацеленный на формирование безопасной онлайн-среды и защиту интересов пользователей, а также Закон о цифровых рынках (Digital Markets Act (DMA), дающий однозначное определение термину «ИТ-гигант» – в ЕС такие компании называют «gatekeepers», в переводе «привратники» или «контролеры».
DMA также утверждает свод правил, которые четко определяют, какие действия ИТ-гигантов являются незаконными.
Документ запрещает компаниям устанавливать свои собственные приложения по умолчанию, а также манипулировать общественным мнением с помощью рекомендательных алгоритмов в рекламных целях.
Законопроекты могут быть приняты уже в первой половине следующего года.
Ожидается, что эти правовые инициативы позволят ускорить антимонопольные процессы в отношении бигтеха. Комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер не раз заявляла о необходимости законодательного контроля за глобальными цифровыми корпорациями.
Член Европарламента, руководящий рассмотрением законопроекта DMA, Андреас Шваб также считает, что пришло время серьезно ограничить власть крупных ИТ-компаний. Ранее Шваб заявил, что бигтех слишком долго обманывал общественность.
Некоторые государства-члены ЕС требуют еще более жесткого регулирования.
Министры финансов и экономики Франции, Германии и Нидерландов заявили в мае, что DMA слишком мягко относится к технологическим гигантам. Они хотят, чтобы Брюссель усилил контроль за так называемыми «убийственными поглощениями», когда цифровые корпорации систематически скупают стартапы, чтобы «задушить» конкуренцию.
«Деятельность этих корпораций никто не ограничивал в течение 10 лет. В их отношении будут проводиться расследования до тех пор, пока компаниям не надоест нарушать закон. Их размеры делают их неуязвимыми», – сказал европейский юрист по антимонопольным делам Дэмиен Джерадин.