14 декабря произошел глобальный сбой в работе сервисов Google. Сразу в нескольких странах мира перестали работать Gmail, Google Docs, YouTube и другие платформы, принадлежащие компании.
Почти сразу после того, как в сети появились жалобы на «упавшие» сервисы, в Google заявили, что в курсе ситуации и уже работают над их восстановлением. Спустя час после отключения работа сервисов была возобновлена.
Внешняя пресс-служба Google в России поделилась с «Газетой.Ru» причинами произошедшего сбоя.
«Из-за проблем с квотой внутреннего хранилища произошел сбой системы аутентификации — сервисы, которые требуют от пользователей входа в систему, выдавали большой коэффициент ошибок.
Сейчас работа всех сервисов восстановлена. Мы приносим извинения всем, кого задел сегодняшний сбой, и работаем над тем, чтобы подобная ситуация не повторилась в будущем», — рассказал представитель пресс-службы компании.
Газета The Guardian поясняет, что основная причина ошибки заключалась в том, что внутренние системы компании не смогли выделить достаточное количество места для сервисов аутентификации. Система должны была автоматически расширить место для хранения данных, но этого не произошло.
Это привело к тому, что сервисы, которые не могут работать без входа пользователя в Google-аккаунт, например Gmail, стали полностью недоступны.
Генеральный директор Gamesup42 Игорь Ивченко считает вчерашний сбой не последним.
«11 декабря нечто подобное произошло в работе системы на территории США, Мексики, Канады, Дании, когда у пользователей возникли проблемы с поисковиком (57%) и входом в аккаунты (42%)», — напомнил эксперт.
По словам Ивченко, далеко не всегда компании, даже крупнейшие в мире, могут предусмотреть все возможные причины сбоев работы и предотвратить их.
«Это проблема всех больших систем — чем система крупнее, чем больше в ней составляющих, тем она более уязвима и неповоротлива.
Создать что-либо, полностью защищенное от технических и программных проблем, нельзя.
Поэтому по мере роста систем сбои будут происходить, и только на основе опыта по устранению таких неполадок в дальнейшем будут приниматься меры, чтобы такого не повторялось», — рассказал эксперт.
Директор по ИТ компании Oberon Дмитрий Пятунин отметил, что архитектура системы авторизации Google закрыта и определить реальные причины сбоя могут только специалисты, имеющие прямой доступ к ней.
«Согласно общепринятой практике, система авторизации глобальных информационных инструментов обеспечивается свойствами избыточности, распределенности и резервирования с обязательным применением механизма предупреждения инцидентов, что дает им колоссальный запас прочности... Эту ситуацию можно сравнить с инцидентами в авиации, когда в сложной системе предусмотрены все меры безопасности для снижения вероятности авиакатастрофы. Однако риск возникновения аварии все равно остается», — объяснил Пятунин.
Масштабы сбоя систем Google заставили многих задуматься о рисках высокого уровня зависимости людей от технологий.
«Многие люди сидели в темноте из-за того, что не могли включить свет, управляемый системой Google Home, я не смог включить презентацию на двух встречах, поскольку они хранятся в Google Slides. Наша зависимость от технологий сильно возросла, но силы, затраченные на обеспечение их надежности и высокого качества, не возросли параллельно. Многие компании будут пересматривать свои соглашения с Google сегодня и понимать, что их бизнес зависит от сервисов, полностью находящихся вне их контроля,» — сказал член Британского компьютерного общества Адам Леон Смит.
Директор по развитию услуг компании Selectel Александр Тугов указал, что даже Google не застрахована от ошибок.
«Мы живем в мире очень сложных и запутанных систем. Они связаны друг с другом, и отказ одной из них может привести к отказу зависимых. И не всегда возможно заранее предусмотреть такие зависимости. Рекомендую начать жить с мыслью о том, что любая технология, которой мы пользуемся, может отказать в любой момент. Готовность к этому позволит нам легче переносить подобные блэкауты», — заключил эксперт.