«Общими усилиями всех игроков рынка»: как в России борются с интернет-пиратами

В России вступил в силу закон о блокировке мобильных приложений с пиратским контентом

Георгий Воронович
Depositphotos
Несмотря на существенную потерю прибыли, онлайн-пираты используют новые технологии для противодействия правообладателям и правоохранительным органам. В ответ на это IT-компании объединяют усилия с правообладателями в борьбе с пиратством и продлевают Антипиратский меморандум, оставляющий сайты с нелегальным контентом без поисковой выдачи. Также в России вступил в силу закон о блокировке мобильных приложений с пиратским контентом, который дает возможность закрыть «серую» зону.

В последние годы российские онлайн-пираты теряют прибыль: в 2018 году объем пиратского рынка составил $87 млн, а год спустя сократился до $63,5 млн. Об этом говорится в отчете исследования компании Group-IB. Исследователи связывают такие показатели с закрытием пиратских провайдеров видеоконтента Moonwalk, HDGO, а также временной блокировкой Kodik. На их долю приходилось около 90% всех нелегальных онлайн-кинотеатров России и СНГ.
Однако в Group-IB отмечают, что пиратам удалось довольно быстро прийти в себя.

«Уже в конце 2019 года индустрия нелегального распространения контента смогла привлечь инвестиции, перегруппироваться и использовать новые технические возможности для активного противодействия не только правообладателям, но и правоохранительным органам», — говорится в отчете.

В то время как пираты используют новые технологии для обхода блокировок, крупные российские IT-компании, правообладатели и правоохранительные органы объединяют усилия для борьбы с ними.

Так, в январе 2020 года был продлен Антипиратский меморандум, который оставил нелегальные сайты без поисковой выдачи. Впервые его заключили в ноябре 2018 года. Тогда договор подписали крупнейшие российские медиахолдинги, онлайн-кинотеатры и интернет-компании, в том числе «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа», «Яндекс», «Кинопоиск», Mail.ru Group и Rambler Group, а также отраслевые ассоциации – «Интернет-видео» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АП КиТ). Посредником выступил Роскомнадзор.
В рамках меморандума, один только «Яндекс» удалил почти 4 млн пиратских ссылок.

Меморандум способен решать проблемы правообладателей, однако отказ иностранных компаний участвовать в нем негативно сказывается на его эффективности, считает директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.

«Не могу сказать за все проблемы, но часть проблем этот меморандум решает весьма эффективно. Защитить отдельный фильм и сериал с его помощью вполне реально. Его практически невозможно будет найти в поиске. Другой вопрос в том, что меморандум подписан только российскими компаниями — иностранные компании отказались участвовать в нем. И такая же проблема в новом законе о блокировке мобильных приложений с пиратским контентом. Если иностранные игроки отказываются идти на сотрудничество, то эффективность мер значительно падает», — сообщил «Газете.Ru» Бырдин.

Напомним, что с 1 октября вступил в силу закон, согласно которому после заявления правообладателя и на основании вступившего в силу судебного акта принимаются меры по ограничению доступа к незаконному контенту в мобильных приложениях.
В случае, если доступ не ограничит владелец информационного ресурса, операторам связи направится информация, необходимая для принятия мер по ограничению доступа к приложению.

Новый закон — один из эффективных инструментов борьбы с пиратством, считает председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев.

«Для этой сферы необходимы эффективные средства борьбы с пиратством и закон о блокировке мобильных приложений — одно из них. Он дал возможность закрыть «серую» зону, в которой распространялся нелегальный контент. До вступления закона у правообладателей были сложности с пресечением правонарушений в приложениях, размещенных в маркетплэйсах», — сообщил «Газете.Ru» Журавлев.

Американские компании Apple и Google уже выразили готовность к сотрудничеству с Роскомнадзором в исполнении антипиратского законодательства РФ.

«В адрес Роскомнадзора поступили письма от Apple Inc и Google, в которых представители компаний выразили благодарность за уведомление о вступлении в силу нового федерального закона РФ и предоставили контакты для оперативного взаимодействия при исполнении судебных решений», – сказали в пресс-службе РКН.

Журавлев считает, что готовность Apple и Google к сотрудничеству — позитивный шаг.

«Они являются самыми крупными игроками на рынке. И их желание сотрудничать говорит о том, что эта работа будет проводиться эффективно и другие площадки скорее всего последуют их примеру», — заключил эксперт.

С ним согласен и Алексей Бырдин. Он отмечает, что проблема пиратства может быть решена только общими усилиями всех игроков рынка.

«Масштабная проблема может быть решена только сообща при объединении усилий видеохостингов и поисковых систем с крупнейшими правообладателями. У нас существует такая практика, но зарубежные сервисы пока не очень охотно участвуют в ней. Вследствие этого мы принимаем законы, которые вовлекают иностранные компаний в борьбу с пиратством в России», — заключил Бырдин.