Представители «Яндекса» впервые раскрыли статистику по предоставлению пользовательских данных россиян по запросу соответствующих органов власти. Отчет опубликован на официальном сайте компании.
Как следует из статистики, за первое полугодие 2020 года компания получила 15 376 запросов, из которых отклонила 2468 (16%).
В «Яндексе» сообщили, что отклоняют запросы, не соответствующие российскому законодательству. Кроме того, компания не учитывает запросы, поступившие по телефону или электронной почте, так как они считаются недействительными.
Большинство запросов на раскрытие пользовательских данных от властей касались сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Паспорт» — на их долю пришлось 8 867 запросов. Далее следует сервис «Яндекс.Такси» (5280 запросов). На третьем месте расположился «Яндекс.Драйв» (706 запросов). Кроме того, российские госорганы интересовались пользователями «Яндекс.Еды», «Яндекс.Недвижимости» и «Яндекс.Работы», а также сайта Авто.ру, медиа- и геосервисов компании.
Как пояснили в «Яндексе», государственные власти имеют полномочия запрашивать ряд данных о пользователях интернет-сервисов.
«Например, в России законы «О полиции», «Об оперативно-разыскной деятельности» и другие нормативные акты определяют, на каком основании и какие данные могут запросить государственные органы и в какие сроки необходимо предоставить ответ», — сообщили в компании.
В РФ такой возможностью обладают Министерство внутренних дел, Следственный комитет, Прокуратура, ФАС, ФТС, суды и некоторые другие ведомства и учреждения.
В случае отказа сотрудничать с властями компании грозит штраф или в ряде случаев приостановка деятельности бизнеса.
При этом отмечается, что даже по официальному запросу госорганы не могут получить доступ к личным диалогам россиянина в электронной почте или мессенджере, так как они защищены статьей Конституции, предоставляющей гражданину право на тайну переписки. Для того, чтобы прочитать личные сообщения конкретного пользователя необходимо получить соответствующее судебное предписание.
Известно, что публикация так называемых Transparency Reports, или «отчетов о прозрачности», широко распространена в западной практике. В частности, так поступают все крупнейшие IT-гиганты Кремниевой долины — Apple, Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), Microsoft, Twitter и другие.
Один из конкурентов «Яндекса», компания Google, также делится такой информацией в «Отчете о доступности сервисов и данных».
«Каждые полгода мы публикуем сведения о количестве запросов госорганов на разглашение пользовательских данных, а также о количестве затронутых аккаунтов. На отчет распространяются некоторые ограничения», — сообщают в Google.
Как заявили в компании, в основном такие запросы связаны с расследованиями уголовных дел, но иногда к ней также обращаются в связи с гражданскими или административными процессами. Последний отчет Google по предоставлению пользовательских данных датируется вторым полугодием 2019 года. Сообщается, что за этот период компания получила 258 запросов от российских органов власти, из которых полностью или частично удовлетворила лишь 23%.
Вместе с отчетом за первое полугодие 2020 года «Яндекс» также опубликовал статистику за второе полугодие прошлого года. Всего за тот отчетный период было получено 14 638 запросов, из которых было отклонено 2 410. Лидерами среди сервисов по количеству полученных запросов также являются «Почта» и «Паспорт», а также «Такси» и «Драйв».