Бизнес прежде всего: как IT-гиганты из США разрушают мировую экономику

Почему руководство США проводит политику в угоду крупному бизнесу

Reuters
Американские IT-гиганты диктуют свою волю политикам и напрямую влияют на глобальную экономику — по крайней мере, таково мнение экспертов. В конкурентной борьбе они используют все доступные средства, а их в распоряжении цифровых корпораций США немало. Давление американского IT-бизнеса, в частности, на общественное мнение, уже давно ощущается далеко за пределами Штатов, и другие страны мира должны реагировать на потенциальные угрозы, пока не стало слишком поздно.

Слуги народа

США – крупнейший технологический рынок мира, определяющий глобальные тенденции и векторы развития цифровых разработок. Это данность, с которой необходимо считаться, однако любая монополия всегда представляет угрозу для свободной конкуренции и честного рынка — а IT-гиганты из США фактически и являются монополистами. Причем речь идет не только о влиянии на бизнес-среду и экономику, но и на общественное мнение — эксперты многократно отмечали предвзятость крупнейших социальных сетей и других интернет-платформ при модерации контента.

Последние события, касающиеся противоборства американских властей и китайских IT-разработчиков, отвоевавших существенную долю рынка благодаря своим продуктам TikTok и WeChat, только доказывают справедливость утверждения о том, что руководство США готово проводить политику в интересах бизнеса. До тех пор, разумеется, пока эти интересы совпадают с идеологией Белого дома.

Президент компании «Крибрум» Игорь Ашманов говорит, что у мер, принимаемых американским правительством, есть две мотивации, причем в США они всегда неразрывно переплетены между собой: это идеология и бизнес.

«С точки зрения американцев, все должно себя окупать: война, разведка. И поскольку интернет-гиганты являются, с одной стороны, идеологическими игроками, а с другой стороны им надо зарабатывать деньги, то и в данном случае все связано воедино. Они создают общественное мнение, и заключают тех, кого нужно, в такой информационный пузырь, который заставляет людей, в том числе политиков, принимать нужные решения. IT-гиганты одновременно являются и представителями бизнеса, и медийными игроками. Поэтому они могут прогибать реальность, прямо не отходя от кассы», — отмечает эксперт.

По его словам, агрессивная неконкурентная политика американских IT-гигантов уже распространилась и за пределы США. Есть много свидетельств, отмечает Игорь Ашманов, что YouTube и Facebook имеют и довольно сильный идеологический перекос, и используют все имеющееся влияние для борьбы с конкурентами.
«Например, были эпизоды, когда нельзя было в Facebook разместить ссылку на «ВКонтакте» под угрозой блокировки. Они везде ведут себя одинаково: как мощный идеологический игрок, работающий на свою страну, и одновременно как очень жестко конкурирующий коммерческий игрок. Это понятно. Для второго они используют свои возможности в области промывания мозгов», — говорит он.

Первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного общества ОП РФ Александр Малькевич также сомневается в чистоте помыслов и методов, используемых американскими IT-гигантами для достижения их целей.

«Исходя из материалов журналистских расследований, которые выходили в небольших американских СМИ и тщательно замалчивались, существует определенная технология, которая, кстати, успешно реализуется американцами вообще по всему миру. Они создают целую сетку, так сказать, специализированных НКО, а также разных ассоциаций малого и среднего бизнеса, работающего в сфере IT-технологий. И потом через них вбрасывают в медийное пространство необходимые им темы. В американских СМИ неоднократно публиковались материалы с «экспертными» оценками, где такие прикормленные НКО и прочие «эксперты» продвигали темы и тезисы, которые были важны IT-гигантам. Особенно про угрозу национальной безопасности и всякое прочее, чтобы побудить власти к действию», — рассказывает член ОП РФ.

Александр Малькевич полагает, что подобные методы технологические корпорации из СЩА активно используют и в России — околоэкспертные структуры, люди и НКО продвигают враждебную России повестку в сфере IT в СМИ и особенно в соцсетях.
«Мы же сколько бьемся по поводу закона о суверенном интернете, о саморегулировании сети, о необходимости открывать здесь их филиалы. И сколько мы читаем в ответ, что это наступление на свободу слова, всякие обидные мемы про чебурнет, и так далее. Ведь все это появляется не случайно, а именно для того, чтобы разминать, готовить общественное мнение», — уверен Малькевич.

Губернаторы без Facebook


Оставлять без внимания сложившуюся ситуацию и потенциальные угрозы, которыми она может обернуться (а отчасти оборачивается уже сегодня), безусловно, нельзя — с этим согласны все опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

«Для России я отмечу два существенных момента. Во-первых, должно происходить совершенствование российского антимонопольного законодательства и, в общем, в этом направлении уже идут подвижки. Во-вторых, необходима поддержка отечественной IT-отрасли — в частности, налоговый маневр. Плюс, на мой взгляд, следствием налогового маневра должно стать усиление дальнейшей протекционистской политики. Потому что получается, что у западных гигантов есть имя, бренд, огромные деньги, медиа-лоббизм, и в этой ситуации нашим компаниям справляться существенно сложнее. Им нужно помогать, нужно всемирно продвигать», — говорит Александр Малькевич.

Кроме того, эксперт считает, что российским губернаторам и другим представителям власти неправильно развивать свои аккаунты в зарубежных социальных сетях, таких как Instagram или Facebook — ведь у этих площадок есть и отечественные альтернативы, подчеркивает Малькевич.

Президент компании «Крибрум» Игорь Ашманов считает, что западных IT-гигантов нужно «привести к покорности», то есть объяснить им, что они должны работать в российской юрисдикции с соблюдением всех законов.
«У нас хватает законов и про контент, и про все остальное, у нас есть ФАС, в конце концов. Просто они не слушаются. Надо понимать, что тот же Facebook, Twitter и Google регулярно штрафуют, но они даже не думают платить эти штрафы, хотя в данном случае фигурируют просто смешные с их точки зрения суммы. Скажем, в Европе, где Facebook и Google не раз штрафовали за плохой контент или за неправильное обращение с персональными данными, штрафы исчисляются в виде какого-то процента от годового оборота. Это могут быть и 2, и 3 млрд евро. А у нас это какие-то единицы миллионов рублей», — констатирует эксперт.

По его словам, для решения этой проблемы необходима системная работа по повышению штрафов, по международным судам, правоприменительной практике, по тому, чтобы изымать или арестовывать какие-то активы. Кроме того, дополнительная поддержка потребуется и российским разработчикам, чтобы у них появились шансы проявить себя в конкурентной борьбе.

«Сейчас у нас уже принят пакет налоговых льгот для разработчиков. Можно рассмотреть и конкретный пример: у нас в стране нет нормального видеохостинга. Дело в том, что это проект, который не сможет потянуть никакой частный игрок — потребуется очень много «железа». Это значит, что в проект должно каким-то образом вложиться государство — например, выделить грант на эти цели. Речь идет о миллиардах долларов, только тогда получится создать платформу, которая сможет раздавать достаточное количество видео с достаточной скоростью. Этим надо заниматься: и деньгами, и благоприятствованием, и так далее», — заключил эксперт.