Показуха и цензура: зачем Facebook маркирует государственные СМИ

Чем американской соцсети не угодили российские СМИ

Thibault Camus/AP
Администрация Facebook начала помечать аккаунты средств массовой информации, которые финансируются правительствами разных стран. Американская соцсеть планирует промаркировать около 200 страниц — в ближайшие недели компаниям, получившим такие отметки, запретят рекламировать их страницы на территории США. Эксперты полагают, что в данном случае речь идет о политической цензуре и двойных стандартах, и оставить такое положение вещей без внимания нельзя.

Нечестный знак

Одними из первых отметки в Facebook о наличии государственного финансирования получили российские «РИА Новости», Sputnik, Russia Today, китайское агентство Xinhua News и иранский телеканал Press TV. При этом американские СМИ, существующие на средства правительства США, маркировать не планируется – в администрации соцсети пояснили, что считают их сохраняющими редакционную независимость. В МИА «Россия сегодня» в ответ заявили, что правительствам пора принимать эффективные меры по регулированию работы этой соцсети и положить конец ограничению свободы слова.

Выбор страниц СМИ, снабженных маркировкой, не кажется случайным – еще в феврале 2019 года в интервью журналу Foreign Policy новый руководитель Центра глобального взаимодействия (ЦГВ) Госдепартамента, на который возложены функции борьбы с пропагандой, Лиа Гэбриэл назвала Россию, Иран и Китай среди главных угроз для Соединенных Штатов.

«Во время интервью она привела Китай, Россию, Иран, а также террористические организации в качестве главных угроз, которые используют пропаганду для подрыва интересов США», —говорится в статье Foreign Policy.

При этом, помимо массы громких заявлений, никаких доказательств вмешательства России во внутреннюю политику США так и не было представлено. В частности, 5 июня глава отвечающего за кибербезопасность Facebook подразделения Натаниэль Глейчер заявила, что соцсеть не нашла на своей площадке свидетельств иностранного вмешательства в протесты, вызванные гибелью в Миннеаполисе афроамериканца Джорджа Флойда.

«Понятно, что официально Facebook подает это как попытку остановить вмешательство в их выборы, но это известный ярлык, штамп, который они используют, чтобы прикрыть новые и старые акты политической цензуры, которую они вводят. Почему? Мы видим, какое количество проблем сейчас существует в США, их все больше. Безусловно, правящую элиту очень травмирует то, что эти проблемы широко обсуждаются. Часть этих проблем замалчивается традиционными СМИ, но освещаются и в эфире RT, и у Sputnik, и китайские СМИ дают свою трибуну под реальную американскую проблематику. Сразу запретить это они не могут, но они идут к этому, и это не первый, но важный шаг на этом пути: дескать, мы напишем большими буквами, что эти СМИ принадлежат и финансируются государством, одно из которых запустило коронавирус, а другое развалило нашу систему здравоохранения, поэтому, люди, не верьте им», — комментирует ситуацию член Общественной палаты РФ Александр Малькевич.

При этом, подчеркивает он, европейские государственные СМИ, например, не подвергают никакой маркировке, не говоря уже о том, что сами американцы финансируют множество СМИ по всему миру, пусть через систему НКО, но ведь это государственные, бюджетные деньги, которые идут по линии Госдепа или сопутствующих структур.

«Как говорится, два мира – два кумира, это не считается, говорят они. Решение о маркировке – это однозначно акт политической цензуры, совершенно ничем не объяснимый с точки зрения формальной логики. Если осенью все же пройдет конгресс по свободе слова ЮНЕСКО, то тот доклад, который я готовил для выступления там – он просто обрастает все новыми и новыми подробностями, только успевай записывать», — делится наблюдениями Малькевич.

Признаки политической цензуры и двойных стандартов в происходящем видит и директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.

«Их позиция такова: если СМИ государственное, то оно начинает транслировать официальную государственную позицию. Таким образом, они могут быть не совсем объективными в тех частях, которые касаются трансляции информации о государственной повестке и государственной политике как внутри страны, так и за ее пределами. Facebook не первые, кто так делает – например, аналогичным образом государственные телеканалы помечаются в YouTube. Хорошо это или нет? Наверное, хорошо, но тогда нужно помечать не только медиа, которые финансируются государствами, но и медиа, которые финансируются со стороны оппозиции. То есть не должно быть политики перекоса, при которой государственные СМИ отмечаются каким-то особым образом, а оппозиционные медиа – нет, хотя ясно, что они также созданы с определенной целью», — говорит эксперт.

Он не сомневается, что в данном случае речь идет о политической цензуре. Это вмешательство Facebook в политику, и явное свидетельство того, что не все так просто, полагает Зыков. Самое главное, подчеркивает он – соцсеть начала помечать государственные медиа, но при этом не ведет какой-то активной борьбы с мошенниками на своей площадке и никак их не помечает. Речь, в частности, идет о мошеннической рекламе от имени ВГТРК, к которой реальный холдинг не имеет никакого отношения.

«Получается, что и соцсети, и американские площадки готовы зарабатывать на России любыми способами и средствами, но как только дело касается политики и политических настроек со стороны американских властей, они тотчас же действуют так, как им говорят их кураторы. Для них это просто демонстративный жест, показуха: дескать, мы выступаем за свободу слова. Это политика двойных стандартов: с одной стороны, они такие хорошие против всего плохого, с другой стороны, в реальности они этого не делают. Мы периодически помечаем рекламу злоумышленников как мошенническую, но они никак на это не реагируют. То есть речь идет именно о показухе в политической плоскости», — уверен Владимир Зыков.

Ответный удар

Эксперты солидарны во мнении, что каким-то образом отреагировать на действия Facebook необходимо – речь идет не только о маркировке, но и в целом о политике социальной сети в России. Однако варианты подобного ответного удара, с их точки зрения, могут быть разными.

«Какие Россия может принять ответные меры? Мне кажется, что Россия просто должна выполнить важное, большое дело – принять цифровой кодекс РФ, то есть свод норм, законов, положений, посвященный регулированию жизни интернета в нашей стране. И там прописать все: включить туда и закон о противодействии фейковой информации, и закон об оскорблении государственных символов, и обязанность регистрировать на территории России филиалы юридических лиц всех больших компаний сферы ИТ, которые работают в нашей стране. Прописать все подобные нормы в один большой документ, который полностью будет и регулировать жизнь интернета в нашей стране, и описывать нормы, правила поведения», — говорит Александр Малькевич.

Эксперт также считает важным подчеркнуть еще два момента.

«Первое – хотелось бы предложить Facebook как-то ответить на другой очень серьезный вызов, связанный с фейками, причем не только о коронавирусе, а вообще. Лучше бы компания маркировала специальными значками распространителей фейков среди СМИ на их платформе, и мы бы тогда увидели, что как раз там преобладают частные СМИ, которые врут по широкому спектру вопросов. Во-вторых, они, конечно, очень любят рассказывать о вмешательстве России в политическую жизнь Штатов, но у нас 1 июля состоится голосование по поправкам в Конституцию, и с сегодняшнего дня Фонд защиты национальных ценностей, который я возглавляю, начинает системный мониторинг фактов вмешательства со стороны финансируемых иностранными правительствами СМИ в части дезинформации и распространения фейков. У нас, к сожалению, вмешательство с их стороны зафиксировано и фиксируется ежедневно. Я думаю, что это тема для очень серьезного разговора в Федеральном собрании в рамках тех профильных комиссий, которые созданы для расследования случаев такого вмешательства, мы туда представим исчерпывающий доклад», — предупреждает Малькевич.

Владимир Зыков с сожалением констатирует, что Facebook не подчиняется требованиям российского закона. По его словам, избирательно и периодически они что-то делают, но на самом деле американская площадка просто не реагирует на действия российских властей с 2015 года – с того момента, как их обязывают перенести на территорию страны свои сервера.

Периодически они ведут переговоры с Роскомнадзором, каждый год что-то обещают, но пока ничего не происходит. Российские власти, в свою очередь, не готовы заблокировать Facebook, и это понятно.

«Мы с самого начала говорили, что дело вряд ли дойдет до блокировки, но на решении этой проблемы, по крайней мере, можно заработать. В России Facebook зарабатывает сотни миллионов - соцсеть делает это через специальные агентства, которые дальше переводят эти деньги на американские юрлица. Мы считаем, что необходимо накладывать арест на эти счета. Более того, Facebook до сих пор не оплатил даже первый штраф в размере 3000 рублей, который был на них наложен. Сейчас на них наложили миллионный штраф, но и его они не оплачивают. Мы уверены, что необходимо начать решение этих вопросов с американскими площадками, хотя пока ничего в этом направлении мы не делаем. Поэтому и говорить о введении каких-то дополнительных мер бессмысленно», — поясняет свою позицию Зыков.

Эксперт отмечает, что, если Россия введет еще какие-то меры, они точно так же останутся на бумаге. Это будет такая же показуха, как с их стороны, уверен он.

«Если мы что-то принимаем, то надо это исполнять, иначе мы только показываем свою беспомощность. Сначала нужно отработать модель по взиманию денег с иностранных площадок. Причем это должны быть не штрафы в размере 1-5 млн рублей – для них это копейки, они в день зарабатывают больше, чем этот штраф. Поэтому штрафы с иностранных площадок необходимо периодически увеличивать. Российских площадок это касаться не должно, потому что они добросовестно выполняют все требования», — подчеркивает директор АППСиМ.

Владимир Зыков полагает, что в вопросе с Facebook нужны более жесткие подходы, причем начать необходимо именно с денег – арестовывать их счета, полностью, все, 100%. А деньги, которые зарабатываются за счет Facebook , вкладывать в российские ИТ-технологии: возможно, даже не в виде целевого налога, а в виде грантов на какие-то ИТ-проекты международного уровня.

«Мы, как ассоциация, готовы помочь и в администрировании этого налога, и в его распределении, и в указании на местонахождение этих денег, если по какой-то причине это больше никому не известно. У нас есть специальная служба, которая занимается наложением блокировок на счета, изыманием средств, и в чем проблема сейчас это сделать – мне не понятно. Мы за то, чтобы условия были равными для всех площадок. Мы за то, чтобы все имели равные возможности и равные цели. Но когда один из игроков заявляет «Мы не такие, мы лучше» — это очень плохо для рынка и для отрасли в целом», — резюмирует он.