Свои среди чужих: как ИТ-компании из России работают за рубежом

Насколько трудно российским ИТ-компаниям конкурировать с иностранцами

Depositphotos
Продажи российского программного обеспечения за рубежом в течение последнего десятилетия демонстрируют уверенный рост: только в 2018 году экспорт софта из России превысил $10 млрд, что соответствует доходам от экспортной торговли зерном. Российский ИТ-бизнес присутствует практически на всех континентах, более того —зарубежные продажи софта в последние годы превысили внутренние. Но это не значит, что на иностранной территории бизнесмены из РФ не встречают проблем.

Российская экспансия

В России насчитывается более сотни значимых компаний, занимающихся поставками программного обеспечения за рубеж — таковы результаты исследования ассоциации «Руссофт», опубликованного в феврале прошлого года. Спрос на российское программное обеспечение наблюдается в США, Германии, Франции, Швеции, а также в государствах Южной и Восточной Азии, Южной Америки и Ближнего Востока. Разработки из России активно применяют в таких отраслях, как телекоммуникации, промышленное производство, транспорт, государственное управление, здравоохранение и наука.

Хотя окончательных итогов по зарубежным продажам софта пока нет, в ассоциации отмечают, что российский ИТ-бизнес продолжает делать успехи на чужой территории.

«Актуальных цифр по ИТ-экспорту в 2019 г. у нас пока нет. На сайте ЦБ России я нашел только данные по статье «экспорт компьютерных и телекоммуникационных услуг» в размере $5,6 млрд. Исходя из доли экспорта компьютерных услуг в этом показателе, можно сказать, что экспорт компьютерных услуг в 2019 г. составил около $4,3 млрд. Поскольку данные ЦБ не включают экспорт ПО по ряду других статей статистики (например, экспорт ПО в программно-аппаратных комплексах, экспорт ПО в рамках контрактов на экспорт услуг по проведению НИР и т. д.), на основании нашего ежегодного исследования экспортной индустрии разработки ПО можно сказать, что суммарный экспорт ПО и услуг по его разработке в 2019 г. составил $6,9 млрд. Общий объем зарубежных продаж российских компаний с территории России и с позиции зарубежных офисов российских компаний, в 2019 г. составил около $11 млрд», — рассказал «Газете.Ru» президент «Руссофта» Валентин Макаров.

Один из лидеров российского рынка по экспорту своих продуктов за рубеж, «Лаборатория Касперского», также положительно оценивает результаты прошлого года. «Мы можем говорить только о своих позициях. Долю рынка решений для информационной безопасности оценить не так просто, так как кроме классических антивирусных продуктов к этой категории могут относится тренинги, сервисы и т.д. Однако по рынку защиты конечных устройств (EPP) исследования есть. По итогам 2018 года в мире рыночная доля «Лаборатории Касперского» в категории EPP (EndPointProtection), поданным IDC, составила около 6%», — отметил директор по развитию бизнеса компании Александр Моисеев.

Несомненно, существенное влияние на ИТ-сектор, как и на все другие сегменты мировой экономики, окажет пандемия коронавируса. Причем для бизнеса в области высоких технологий карантин невероятных масштабов и массовое увлечение онлайн-технологиями могут обернуться плюсами даже на фоне глобального кризиса.

«Пандемия и мировой кризис приводят к снижению объема мирового рынка ИКТ (на 8% по оценке Gartner), к повышению барьеров для импорта за счет реализации в целом ряде стран программ «Сделано в ...» (например, в Индии, США). Кризис является отражением переходного периода становления нового технологического уклада, в который те же страны (США, Китай, ЕС) вкладывают уже не млрд, а трлн долларов. Эти расходы обязательно придут в перспективные сегменты ИКТ, поскольку они должны создать новые рынки нового уклада и завоевать на них лидерство, что позволит обеспечить мировое технологическое доминирование на 30-40 лет», — уверен Валентин Макаров.

Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин отмечает, что многие компании-экспортеры сейчас сталкиваются с проблемами на международных рынках. По данным опроса АСИ в рамках инициативы Go Global (опрошено 200 компаний из более чем 60 регионов России), главные из них: усложнение логистики, в том числе увеличение сроков, стоимости доставки и задержки в работе таможенных служб; отсутствие прямых контактов с потенциальными партнерами, клиентами и заказчикам, ограничения участия в международных мероприятиях; падение спроса со стороны заказчиков, а также изменения валютного курса.

В «Лаборатории Касперского» стараются оценивать текущий кризис и с положительной стороны. «Кризис, подобный текущему, для бизнеса по всему миру – сложный период, но это и время возможностей. В сфере кибербезопасности мы наблюдаем такие тенденции: в последние месяцы большое количество компаний перешли в online, многие стали работать удаленно. Это открывает новые горизонты», — говорит директор по развитию бизнеса компании Александр Моисеев.

Рука помощи

Специалисты полагают, что экспансия российских ИТ-компаний за рубеж во многом стала возможной благодаря мерам государственной поддержки – льготам и госпрограммам, позволившим ИТ-компаниям перерасти рамки внутреннего рынка и начать работу в международном масштабе.

Так, льготные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для ИТ-компаний были продлены до 2023 года. Кроме того, производителям ИТ-продуктов возвращается НДС на расходы в России, когда их товары уходят на экспорт. Такой же льготы добились и компании, занятые экспортом ИТ-услуг. Большую роль играют и государственные инвестиции в ИТ-сектор. Например, был создан Фонд развития информационных технологий (ФРИТ), который в 2019 году распределили между компаниями 5 млрд рублей на разработку и внедрение отечественных ИТ-продуктов, сервисов и платформ в регионах. В общей сложности в прошлом году государство потратило на развитие инновационных технологий около 21 млрд рублей.

Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин полагает, что ИТ-компаниям необходимо в большем объеме предоставлять маркетинговую помощь: тогда они смогут выявлять сильные стороны российских продуктов и формировать предложения по их доработке или интеграции с иными продуктами, определять целевые рынки для их продвижения, подбирать потенциальных заказчиков и т.п.

Среди наиболее востребованных мер поддержки со стороны государства также являются компенсация финансовых затрат, связанных с продвижением продукции, отмечает эксперт. Многие компании заинтересованы и в прорабатываемой сейчас РЭЦ инициативе субсидирования заказчикам затрат на приобретение программного обеспечения. Речь идет о расширении действующей меры по субсидированию программно-аппаратных комплексов (ПАК), поясняет Лашин.

«Набор мер господдержки экспорта ИТ в мировой практике давно отработан: поддержка патентования и защиты интеллектуальных прав за границей, поддержка зарубежного маркетинга, включая создание представительств и участие в зарубежных мероприятиях, льготное кредитование без требования залога, субсидирование факторинга, устранение барьеров валютного и экспортного контроля, субсидирование аналитической деятельности и подготовки кадров для маркетинга и продаж, политическая поддержка первых лиц государства на важных переговорах», — рассуждает глава ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров.

Зарубежные проблемы

Успехи российского бизнеса за рубежом, разумеется, не означают, что предприниматели из России не сталкиваются с проблемами во время покорения зарубежных рынков и не нуждаются в дополнительных мерах поддержки.

«Основными барьерами экспорта являются высокая налоговая нагрузка на зарубежный маркетинг, излишнее валютное регулирование, отсутствие возможности планировать маркетинговые мероприятия, которые могут получить господдержку, отсутствие кредитного плеча с льготной ставкой и без требования залога», — полагает Валентин Макаров.

Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин говорит, что остается актуальной проблема получения полной и достоверной информации о состоянии ИТ-индустрии в различных разрезах на различных зарубежных рынках.

В свою очередь, директор по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского» Александр Моисеев считает, что среди основных препятствий важным фактором может стать противоречие маркетинговой составляющей и самой технологии продукта: даже если компания выходит на рынок с крутой маркетинговой кампанией, совсем не обязательно, что за этим стоит качественный продукт. И наоборот: годами разрабатываемая технология, в которую вкладывали многочисленные силы и деньги, может остаться незамеченной ввиду отсутствия верной маркетинговой стратегии.

«Но важно помнить, что устранить такое «противоречие» возможно, только если есть качественный продукт, так как маркетинг всегда можно доработать. Еще одним существенным препятствием, при этом не являющимся подконтрольным компаниям, может стать, конечно, геополитическая ситуация в мире», — констатирует он.