В конце прошлой недели стало известно, что корпорация Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) покупает популярный сервис анимированных сообщений, или «гифок», Giphy за $400 млн. Сообщается, что переговоры о покупке начались еще до пандемии коронавируса.
«Мы рады сообщить вам новость — Giphy был куплен Facebook и теперь станет частью команды Instagram» (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), — говорится в официальном Twitter-аккаунте компании.
Instagram является еще одним активом корпорации Марка Цукерберга. Ожидается, что с приобретением Giphy пользователи фотохостинга смогут еще активнее делиться «гифками» как в личных сообщениях, так и в Stories.
Эта сделка не осталась незамеченной американскими властями, которые давно обвиняют Facebook в монополизме и антиконкурентном поведении.
Свое недовольство новой покупкой Марка Цукерберга выразили конгрессмен Джош Хоули, а также конгрессвумен Элизабет Уоррен и Эми Клобушар.
«Facebook продолжает находить новые способы получения наших данных. Подобно тому, как Google приобрел DoubleClick из-за его широкого присутствия в интернете и возможности сбора данных, Facebook хочет купить Giphy, чтобы он мог собирать еще больше информации. Facebook не должен покупать какие-либо компании, пока идет антимонопольное расследование касательно его предыдущих приобретений», — заявил Хоули в комментарии для The Verge.
«Сделка Facebook — еще одно доказательство того, как огромные компании используют пандемию, чтобы консолидировать власть. На этот раз речь о компании, которая не раз допускала нарушение приватности своих пользователей, а теперь получает еще больше контроля над онлайн-коммуникациями», — сообщил официальный представитель Элизабет Уоррен.
Клобушар отметила, что многие другие компании, включая конкурентов Facebook, пользуются сервисами Giphy, поэтому конгрессвумен выразила свою обеспокоенность этой сделкой.
Действительно, Giphy интегрирован в большое количество популярных мобильных приложений — например, TikTok или Twitter. Ежедневно контент Giphy видят в общей сложности 700 млн человек по всему миру.
В связи с тем, что Giphy перейдет в собственность Facebook, возникает опасность того, что многие онлайн-платформы не захотят продолжать сотрудничество с базой «гифок». Причиной этому может быть даже не соперничество с социальной сетью, а многочисленные скандалы, связанные с приватностью пользователей, в которых оказался замешан Facebook. Чего стоит только Cambridge Analytica, которая стоила корпорации рекордного штрафа в $5 млрд.
The Verge предполагает, что среди тех, кто откажется от Giphy из-за Facebook может стать iMessage, которым владеет Apple. Пока компания из Купертино не дала официальный комментарий по этому вопросу, но учитывая принципиальную позицию Apple касательно приватности своих юзеров, не исключено, что у «яблока» возникнет ряд вопросов к Giphy, которая теперь отвечает перед Марком Цукербергом.
Кроме того, отказаться от сервиса может и платформа Twitter.
Между Twitter и Facebook идет многолетняя вражда.
Когда Instagram стал частью Facebook в 2012 году, Twitter запретил фотохостингу доступ к функции, которая позволяла найти своих друзей в новом сервисе. Позднее Instagram запретил Twitter демонстрировать фотографии, взятые из фотохостинга, внутри твитов. Не последнюю роль в противостоянии Twitter и Facebook сыграла и личная неприязнь между ее руководителями — Джеком Дорси и Марком Цукербергом.
Известно, что Twitter также пользуется услугами GIF-сервиса Tenor, так что пользователи платформы, вероятно, не заметят существенных изменений, если сотрудничество с Giphy прекратится.