Знания против троллей: как спастись от кибербуллинга

Уберечь от травли в Сети может только цифровая грамотность

Depositphotos
Жизни онлайн и оффлайн в последние годы так тесно переплелись, что разделить их практически невозможно. При этом большинство людей знает, как ответить обидчику на улице, но плохо представляет, как дать отпор интернет-троллям. О том, зачем детей нужно учить цифровой грамотности и как защититься от травли в Сети, «Газете.Ru» рассказал директор центра интернет-технологий РОЦИТ Сергей Гребенников.

- По информации вашего центра, в 2017 году почти половина российских подростков так или иначе подвергалась кибербуллингу. Как изменилась эта ситуация за последние три года? Насколько остро стоит вопрос онлайн-травли среди детей и подростков сегодня?

- За это время травли в интернете стало больше, 70% пользователей говорят, что хотя бы раз подвергались кибербуллингу. Это статистика не только по России, аналогичная ситуация наблюдается в странах Европы. Кибербуллинг, то есть травля в интернете, сильно растет. Основная причина этого роста в том, что пользователи, в первую очередь подростки, не осознают, что между онлайном и офлайном уже фактически нет границы. Подросткам, находящимся в Сети, это кажется чем-то недостижимым, поэтому в Интернете подросток подростка может спокойно травить или оскорблять. Сегодня нужны какие-то кейсы, которые позволят показать подросткам, что онлайн – это та же повседневная жизнь. Мы же не можем подойти к кому-то на улице и его оскорбить. Точнее, можем (в том случае, если у нас низкий уровень культуры), но это может привести к каким-то ощутимым последствиям – мы ведь не знаем, например, не ударят ли нас в ответ. И не так важно, что ударившего могут наказать или посадить в тюрьму, это будет потом.

Для того, чтобы избавиться от кибербуллинга, нужно в целом повышать уровень культуры каждого человека. Только это приведет к тому, что мы, в том числе, перестанем оскорблять друг друга в Сети, по-другому этого добиться невозможно.

- Мы привыкли считать, что молодое поколение чувствует себя в Сети как рыба в воде, и просвещать стоит в основном старших. Однако кибербуллингу наиболее подвержены именно подростки. Как научить их самостоятельно противостоять цифровым угрозам?

- В первую очередь нужно повышать уровень цифровой грамотности. Пользователь должен знать, куда можно пожаловаться. Например, одна из основных существующих проблем сегодня – это размещение в Сети интимных фотографий. Когда в Интернете вдруг появляется подобная фотография юных пользователей – это стресс. Подростки боятся, что фото увидят родители, а за этим последует наказание или серьезный разговор. Кроме того, начнется травля со стороны сверстников. Из-за низкой цифровой грамотности далеко не каждый подросток знает, что нужно делать в такой ситуации. А сделать нужно следующее – пожаловаться в администрацию ресурса и сообщить о том, что вашу фотографию разместил кто-то другой без вашего согласия. В этих ситуациях все сервисы незамедлительно удаляют фото по запросу пользователей. Таким образом, повышая уровень цифровой грамотности пользователей, в том числе подростков, мы можем свести на нет ситуации, в которых человек будет переживать и не знать, что делать. Когда мы знаем, что делать с какой-то проблемой, нам не так страшно.

Другой способ защиты, если речь не идёт о публикации интимных фото – просто не обращать внимания на оскорбления. Можно либо игнорировать агрессивно настроенного пользователя, либо просто его заблокировать. Особенно если человек уверен в том, что он ничего плохого не сделал, к нему написанное неприменимо – какой смысл лезть на рожон и доказывать кому-то постороннему, что он — другой. Не стоит реагировать на оскорбления и втягиваться в их обсуждение в комментариях, потому что зачастую человеку, на которого начинают нападать сразу много людей, очень тяжело с этим справиться. Лучше просто избегать таких дискуссий, это один из самых правильных вариантов.

- Что общество и интернет-сообщество могут сделать для того, чтобы справиться с кибербуллингом?

- Единственное, чем они могут помочь – обучение. Нужно рассказывать людям о том, как реагировать на травлю в Сети, что можно пожаловаться, что это не опасно и не смертельно, даже если о вас кто-то что-то написал. Нельзя молчать. Мы знаем, что некоторые случаи кибербуллинга могут привести и, к сожалению, приводят, к суицидальным последствиям, а это особенно распространено у подростков и детей из неполных семей. Интернет-сообщество может улучшить функцию обратной связи, чтобы пользователь понимал – он жалуется не в пустоту, его услышат.

Многие думают: «Как же я пожалуюсь в Facebook, неужели среди миллиардов сообщений кто-то увидит мое и обратит на него внимание?» Действия интернет-сообщества и компаний, работающих в Сети, должны показывать, что каждый пользователь условного Facebook одинаково важен, будь он из Твери, Москвы или Нью-Йорка. И что его обязательно услышат. Нужно дать пользователю возможность реальной коммуникации с платформой, и тогда он не будет ничего бояться и будет чувствовать себя защищенным. Это тоже очень важно.

- Какова роль государства в борьбе с кибербуллингом?

- Государство и сейчас делает немало – через Минпросвещения, рассказывая людям об информационной безопасности. Но, на наш взгляд, в настоящий момент в школах достаточно поверхностно проходят все, что связано с технологиями и безопасностью в Сети. Государству стоит ввести уроки цифровой грамотности. Сегодня знания о новых технологиях, социальных сетях или транзакциях в интернете – это уже гуманитарные знания. Нужно обучить педагогов тому, как рассказывать детям об информационных технологиях и цифровой грамотности. Нужно учить детей пользоваться компьютером, смартфоном, объяснять, как пользоваться технологиями. Результаты Цифрового диктанта в прошлом году показали, что, несмотря на всеобщее мнение относительно того, что дети лучше разбираются в технологиях, средний балл у детей был ниже, чем у взрослых.

Мы видим, как сегодня Москва начинает постепенно внедрять уроки цифровой грамотности. Когда мы запустили этот пилотный проект в школах, родители были благодарны нам. Ведь если мы говорим о кибербуллинге или других ситуациях с детьми и интернетом, важно, чтобы если ребенку в социальных сетях напишет какой-то незнакомый человек, он в первую очередь рассказал об этом взрослым и спросил, можно ли общаться с этим собеседником. Всему этому нужно учить, и с этой задачей далеко не всегда могут справиться родители – для многих подростков авторитетами становятся педагоги. Предостережения из уст родителей все равно воспринимаются как навязывание некоего желания мамы или папы, а когда этому учит педагог, подросток отнесется к этим сведениям иначе.

Интернет вошел в нашу жизнь настолько глубоко, что без него практически невозможно представить наше существование – так как можно не учить основам его безопасного использования?

- РОЦИТ второй год проводит Цифровой диктант – Всероссийскую образовательную акцию по определению уровня цифровой грамотности. Для чего она нужна?

- Цифровой диктант – это одна из наших добрых и любимых акций, и, среди прочего, она может помочь и в борьбе с кибербуллингом. Все вопросы диктанта построены таким образом, что мы посредством вопросов учим людей пользоваться технологиями. Почему вообще появилась эта акция? У РОЦИТа очень много образовательных, просветительских материалов на абсолютно любую тему, связанную с интернетом. Когда мы создали эту базу знаний, мы поняли, что кого бы мы ни привлекали в качестве информационных партнеров и в каких бы социальных сетях ни размещали рекламу, никто эти материалы не читает.

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится, люди редко начинают изучать тот или иной вопрос, пока он их не затронет. Нам всегда кажется, что уж нас-то это не коснется. Разве меня обманут мошенники в интернете, разве что-то такое может со мной произойти? Нет, никогда.

Через тестирование, через образовательные акции мы смогли вовлечь людей в использование этих технологий. После Цифрового диктанта каждый пользователь получает материал, где ему расскажут, на какие вопросы он ответил правильно и неправильно. Нам кажется, что это поможет немного повысить уровень цифровой грамотности. Уже сейчас видим, что эта работа идет не зря – то количество людей, которое прошло через диктанты, и тот средний балл, который мы видим, значительно выше, чем мы ожидали. Люди реально думают, прежде чем отвечать на вопросы, они стали лучше понимать, что онлайн – это практически то же самое, что офлайн, там действуют те же самые правила.

Поэтому это очень правильная акция – через вопросы мы заставляем людей окунуться в их повседневную жизнь и показать, где они могут допустить ошибки. Так мы обращаем их внимание на то, что в интернете делать не стоит. Принять участие в акции может любой желающий.

- Каких результатов Вы ожидаете от Цифрового диктанта в 2020 году?

- Мы ничего особенно не ждем, у нас нет каких-то KPI. Задача, которая стоит перед нами - обучить пользователей быть более осознанными и внимательными, делая что-либо в Сети. Интернет же нужен не для того, чтобы бесконечно пролистывать ленты Instagram или TikTok. Это способ доступа к сервисам, которые улучшают качество нашей жизни. Чем выше будет уровень цифровой грамотности, тем очевиднее нам будет, что мы движемся в правильном направлении.