Город будущего: как делают «умные» остановки

Как передовые технологии позволяют улучшить жизнь горожан

74.ru
Инновации становятся неотъемлемой частью повседневной жизни – еще 10 лет назад было трудно представить, что стиральной машиной можно будет командовать с телефона, а в столичном метро начнут тестировать оплату проезда при помощи сканирования лица. О том, как сделать жизнь людей более комфортной при помощи инноваций, в спецпроекте «Газеты.Ru» о бизнес-успехах россиян рассказал исполнительный директор ООО «УмГород» Дамир Кадырбаев.

Инновации с человеческим лицом

Дамир Кадырбаев – выпускник энергетического факультета Челябинского государственного технического университета (сейчас вуз называется Южно-Уральским государственным университетом). По словам бизнесмена, его со студенческих лет тянуло к чему-то интересному и необычному. «Хотелось чего-то инновационного: привлекали, например, альтернативные источники энергии, различные сложные механизмы, атомная энергетика и так далее», — вспоминает предприниматель.

После окончания университета он пошел работать электриком, потом – инженером-электриком, но со временем понял, что на этой работе ничего нового он не создает. Обсуждая с друзьями, что сейчас может быть полезным и инновационным, они наткнулись в интернете на иностранную статью о компании, создающей в Европе «умные» остановки.

«И мы подумали – а почему бы нет? Знания нам позволяют, давайте попробуем сделать что-то похожее. Было решено написать что-то вроде технического задания, разработать проект и попробовать его продвигать. Это было примерно в середине 2016 года», — говорит Кадырбаев.

Молодым инноваторам сопутствовал успех – они нарисовали эскизы, составили техническое задание, опросили друзей и знакомых, чтобы узнать, что бы они хотели видеть в подобном проекте, а затем нашли инвестора в лице энергетической компании «Фортум» для реализации своих идей.

«Так и появился наш первый проект – это была «умная» остановка с солнечной электростанцией, обогреваемой лавочкой, сенсорным дисплеем в 42 дюйма с навигацией по городу, и первыми в России мы тогда сделали электронную библиотеку (достаточно было отсканировать QR-код на остановке, и книга открывалась на телефоне или планшете)», — говорит Кадырбаев.

Это было сделано не случайно – остановка, на которой разместили два инновационных павильона, называется «Публичная библиотека» и располагается в центре Челябинска. Так в Челябинске появились две первые умные остановки, а у Дамира Кадырбаева и его партнеров – первый опыт в реализации подобных проектов. Каждая остановка стоила на тот момент около 1,2 млн рублей.

«Для такого функционала на сегодняшний день это дешево. Сейчас наши конкуренты продают умные остановки по цене от 1,4-1,5 млн рублей и до бесконечности. Я слышал, что в Нижнем Новгороде недавно установили около 100 супер-крутых умных остановок стоимостью около 4 млн рублей», — рассуждает бизнесмен.

Тонкости работы

В 2017 году Дамир Кадырбаев и его коллеги занялись мониторингом госзакупок. Там они обнаружили заказ из Сургута на 14 «умных» теплых остановок – выиграли конкурс, и к концу 2017 года заказ на 14,3 млн рублей был выполнен. На этих остановках тоже был большой сенсорный дисплей, информационный киоск с USB-портами, кнопка озвучивания прибытия транспорта, навигация по городу, обогрев и так далее.

«Но в данном случае это была не наша разработка – мы были вынуждены подстроиться под техническое задание заказчика. Хотя мы внесли свои предложения, документацию к аукциону изменить не удалось, поэтому пришлось делать остановки в соответствии с первоначальным ТЗ. При реализации этого проекта были определенные трудности, но в итоге мы за свой счет довели конструктив до идеала: например, мы заменили двери и провели массу других работ», — вспоминает предприниматель.

Поиск новых государственных контрактов продолжается и сейчас. Для этой цели Дамир Кадырбаев использует портал Бизнес-навигатора МСП. Чтобы найти подходящую закупочную процедуру, достаточно задать поисковый запрос на портале в соответствующем разделе. Для удобства, можно вставлять критерии поиска: по цене, региону, по ОКВЭД, это очень упрощает процесс, говорит бизнесмен.

«Портал Бизнес-навигатора МСП мне нравится тем, что с ходу ни за что большинство услуг в нем бесплатные – ты спокойно заходишь, видишь интуитивно понятный интерфейс, где все нужные разделы находятся сразу перед глазами, и не нужно тратить время на их поиск. Там можно найти для себя и производственные площади, и проверить добросовестность контрагентов, причем бесплатно, хотя многие ресурсы берут за это немалые деньги. При этом проверка происходит по многим критериям, в том числе по тем, которые на других сайтах требуют дополнительной оплаты. Это очень удобно. Кроме того, на портале есть функция по составлению бизнес-плана», — делится опытом Кадырбаев.

Примерно год назад у бизнесмена возникла идея заняться общепитом, и он при помощи Бизнес-навигатора стал подбирать лучший район для такого заведения.

«Я знаю, что у крупных ритейлеров есть внутренние сервисы подобного плана, позволяющие подыскивать оптимальные места для открытия магазинов, а здесь такая функция доступна для всех. Здорово, что можно посмотреть, какой вид деятельности будет пользоваться спросом на определенной территории, и стоит ли открывать там бизнес или нет», — отмечает предприниматель.

Умный Челябинск

В 2018 и текущем году Дамир Кадырбаев принимает активное участие в развитии программы «Умный город» в Челябинске. В конце прошлого года его компанию, в частности, внесли в «Банк решений умного города» на соответствующем портале Минстроя.

«С начала 2019 года мы разрабатываем программу, которая может распознавать лица людей (например, обнаруживая преступников, находящихся в розыске) и нелегальные маршрутки, что на данный момент является актуальной проблемой», — рассказывает бизнесмен.

Система распознает сам факт остановки транспортного средства, фиксирует высадку и посадку пассажиров, а также регистрационный номер маршрутки, и записывает все это на видео. Камера может быть установлена на остановочном павильоне или «умной» стеле.

Затем регистрационный номер маршрутки сверяется с базой данных, которую предоставляет муниципалитет, и если там ее не оказывается, то система формирует протокол и отправляет его в личный кабинет заказчика вместе с фотографиями и видео, подтверждающими факт нарушения. Заказчик, в свою очередь, отправляет полученные протоколы на рассмотрение в ГИБДД.

«Кстати, недавно одно из транспортных предприятий Челябинска отсудило порядка 300 000 рублей упущенной выгоды, возникшей в результате деятельности нелегальных перевозчиков. Если подобную систему установить по всему городу, это позволит сильно упростить работу чиновников и честных бизнесменов», — считает Кадырбаев.

Кроме того, в июле на центральной площади Челябинска «УмГород» установил «умную» стелу – она размещена на остановке «Площадь Революции». Партнером при реализации этого проекта стала компания «Интерсвязь». Это антивандальный высокий короб, снабженный USB-разъемами, камерой, точкой Wi-Fi, навигацией по городу и сенсорным дисплеем – пока в Челябинске есть только одно такое устройство.

На экране, размещенном на стеле, человек сразу же видит время, погоду, информационные сообщения от городских властей и МЧС, табло с расписанием, а также карту города, где отмечено его местонахождение. По карте в виде точек передвигается общественный транспорт, и пассажир может увидеть, где сейчас находится, например, интересующий его автобус. Кроме того, стела дает человеку возможность построить маршрут до того места, куда ему необходимо добраться – в строку поиска можно вбить любую достопримечательность или адрес в пределах города. Система выдаст несколько вариантов маршрута, среди которых можно выбрать наиболее подходящий, а также сообщит, какие автобусы или маршрутки туда ходят, и с каким интервалом это происходит.

Также в качестве дополнительного функционала стела может показывать городскую афишу, электронную библиотеку для скачивания книг и массу других сервисов по запросу заказчика – простор для фантазии, по словам Дамира Кадырбаева, практически безграничен. Стоимость такой стелы зависит от размера дисплея, но начинается цена от 350 тысяч рублей, что примерно сопоставимо со стоимостью закупки двух светодиодных табло, часто размещаемых на остановках. Стела с самым большим дисплеем обойдется примерно в 780 тысяч рублей, но за установку программного обеспечения за исключением навигации придется доплачивать дополнительно.

Как создают инновации

Программное обеспечение для умных остановок и стел является собственной разработкой компании «УмГород» - для его создания потребовалось около полугода. Это программа на основе нейросети, поэтому для ее эффективной работы наиболее важным является практика: нейронные сети обучаются постепенно, поэтому точность сначала составляла 40%, через неделю показатель достиг 60%, а сейчас точность составляет 85% и постоянно повышается за счет эксплуатации в Челябинске. Если бы удалось использовать ее и в каком-то другом муниципалитете, то точность достигла бы 99%, полагает Кадырбаев.

У компании есть ряд субподрядчиков, помогающих им при производстве остановок – в частности, они нарезают металл, красят составные части и так далее, так как собственных станков у «УмГорода» нет. Самостоятельно компания занимается программированием и финальной сборкой – внутренний конструктив остановок и стел является коммерческой тайной. Сборка происходит в арендованном цеху площадью в 2000 квадратных метров. Суммарно на производстве работает 10 человек. Гарантия на такие конструкции составляет от 2 лет.

В первом квартале следующего года Дамир Кадырбаев планирует обратиться к Корпорации МСП за помощью в получении кредита. Предполагается, что выручка «УмГорода» по итогам 2019 года составит около 20 млн рублей, проблем с чистой прибылью и рентабельностью у компании также нет, так что вопросов с получением займа возникнуть не должно, рассуждает Кадырбаев. Деньги необходимы для дальнейшего развития – бизнесмен, например, хочет взять в лизинг собственный станок лазерной резки, чтобы не зависеть от субподрядчиков и браться за выполнение более крупных или срочных заказов.

Таким образом, на данный момент в Челябинске установлены 3 «умные» остановки, но до конца текущего года планируется смонтировать еще 39 таких павильонов и 100 простых современных остановок, которые впоследствии предполагается также снабдить «умными» функциями. В следующем году, согласно планам, все городские остановки станут «умными» - это 150 штук. У Челябинска вообще большие планы по развитию, в частности, в связи с предстоящим проведением ряда мероприятий в рамках саммитов ШОС и БРИКС.

«Параллельно мы также занимаемся электромонтажными работами, потому что пока технологические решения для «умного города» не так распространены, как хотелось бы. Обороты пока только нарастают, но я прогнозирую, что в 2020 году будет уже намного больше заказов – в частности, в рамках реализации национальных проектов», — резюмирует бизнесмен.