О том, что Vostok объявит на Восточном экономическом форуме о разработке платформы Vostok Trade с использованием технологии распределенного реестра, рассказал «Газете.Ru» представитель компании. По его словам, для этой цели из игроков рынка будет создан консорциум из ключевых игроков рынка.
Транспортная отрасль выбрана не случайно. После финансовой деятельности отрасль транспортировки и логистики – вторая по величине потенциального влияния на нее технологии распределенного реестра.
Согласно дорожной карте по развитию систем распределённого реестра в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», в 2024 году суммарная экономическая ценность от внедрения технологии в российской логистической отрасли составит 135,6 млрд руб., это 17,3% от суммарной экономической ценности для всех индустрий, которая составит в 782.1 млрд руб. Эта сумма складывается из разных эффектов.
Так, сокращение административных расходов на перемещение грузов к 2024 году может достигнуть 50%, а количество ошибок при отправлении грузов сократиться на 70%. По оценкам IBM, при морских перевозках потенциальная экономия может достигать до 10% от административных расходов за счет автоматизации механических операций и повышения скорости передачи и валидации транспортных документов.
Цифровизация транспортной области неизбежна, создание единых платформ обмена данными между ее участниками, это – только вопрос времени. Многие международные игроки, осознавая это, уже приступили к созданию таких платформ. Так крупнейший морской перевозчик, датский Maersk, вступил в консорциум с IBM для создания блокчейн-платформы TradeLens, а консорциум Global Shipping Business Network (GSBN) создает платформу CargoSmart. При этом, это не взаимоисключающие консорциумы, например крупный перевозчик CMA-CGM участвует в обоих.
Возникает вопрос – нужно ли России создавать собственную платформу? Может стоит подождать, пока ее создаст кто-то другой и просто подключиться к уже существующим решениям?
Ответ состоит из нескольких частей, говорит представитель Vostok. Первая часть – экономическая. Как известно, в любом деле главное своевременность. Опередить свое время, зачастую, так же пагубно для бизнеса, как и опоздать.
Возьмем, к примеру, мобильную связь. Известно, что мобильный телефон изобрел в 50-х годах прошлого века советский инженер Леонид Куприянович, но он опередил свое время, и начало мобильной эры в истории датируется 70-ми годами.
С другой стороны, в 2009 году, когда мобильная связь уже вовсю развивалась, в России задумались о создании собственного оборудования связи, однако проект не был реализован. А вот в Китае создание собственного мобильного оборудования дало начало компаниям Huawei и ZTE, которые сумели стать глобальными лидерами.
Сегодня на рынке транспортно-логистических платформ на базе распределенного реестра ситуация, когда состоятельность концепции уже доказана, но рынок еще не поделен. Время для входа идеальное. Да, необходимо будет первое время инвестировать больше, чем получать. Но участие в глобальном логистическом рынке с лихвой возместит эти затраты в будущем.
Вторая часть ответа на вопрос о необходимости такого проекта - это безопасность. И дело даже не столько в данных о перевозках грузов в России, которые при подключении к иностранным решениям станут достоянием иностранных платформ. Речь скорее об экономической безопасности: при создании зависимости целой отрасли от иностранных решений.
Внедрение систем распределенного реестра в транспортно-логистическую отрасль Российской Федерации может принести пользу и в другом контексте. Сегодня отрасль находится далеко не на ведущих местах: согласно отчету Всемирного банка, Российская Федерация находится на 75-м месте в мире в рейтинге, оценивающем эффективность развития логистической инфраструктуры (LPI). Реализация проекта даст правительству возможность улучшить ситуацию. И здесь важно, что и за программу «Цифровая экономика» и за транспорт в правительстве отвечает один и тот же вице-премьер – Максим Акимов.
Кроме того, нельзя забывать, что российская транспортно-логистическая отрасль огромна, и потому даже если на первых этапах цифровизация даст лишь небольшое сокращение расходов или рост доходов, то в абсолютных цифрах эффект будет весьма значителен и инвестиции окупятся относительно быстро.
По словам представителя Vostok, сроки окупаемости проекта будут зависеть не только от числа подключенных участников, проработки схем монетизации каталога сервисов, но и от адаптации самих технологий распределенного реестра к массовому использованию, а это по оценке Ростеха и международных аналитических агентств составляет порядка 5 лет.
У компании TradeLens от момента тестирования пилота в 2017 до монетизации сервисов продукта прошел примерно год, при этом саму разработку платформы и привлечение участников Maersk ведет начиная с 2015 года. О точных же сроках окупаемости, по его словам, можно будет говорить после запуска пилотной версии платформы и тестирования ключевых гипотез уже к концу 2019 года.
То, что создателем платформы и инициатором консорциума выступает Vostok, выглядит логично.
У его команды, на сегодня, пожалуй, самый большой в России опыт построения систем распределенного реестра корпоративного уровня. У Vostok есть соглашение с «дочкой» Ростеха – Национальным центром информатизации, который стал интегратором продуктов Vostok в России. Благодаря этому сотрудничеству Vostok и НЦИ, например, разработали систему гражданского голосования на базе платформы Vostok для Нижегородской области. Специалисты Vostok были в числе экспертов, привлеченных к разработке дорожной карты по развитию систем распредленного реестра.
Таким образом, объединение крупнейших игроков логистической отрасли в консорциум было бы не только логичным, но и крайне желательным. Но видимо сейчас только от правительства зависит, насколько убедительными будут предложения вступления в этот консорциум.