Парадоксальный пример: история успеха Билла Гейтса, начавшего бизнес чуть ли не на коленке и превратившего Microsoft в транснациональную корпорацию, стала классическим образцом для начинающих предпринимателей, но тот же Microsoft сегодня, пожалуй, чаще других компаний преследуется в рамках антимонопольного законодательства разных стран.
И все же никто не станет отрицать влияние, которое эта компания оказала, и будет оказывать на становление и развитие IT-индустрии, выступая одним из локомотивов отрасли.
За каждой из транснациональных корпораций, на долю которых приходится более 70% мировой торговли, есть своя история успеха, которая, прежде всего, связана с тем, что эта компания предлагала потребителям наиболее уникальные и качественные продукты и услуги. При этом ни одна из них не достигает полного монопольного положения на рынке.
Так, альтернативой Microsoft стал Apple. Первенство того же Apple на рынке смартфонов и мобильных гаджетов поначалу оспаривал лишь Samsung, но сегодня за свою долю на рынке борется уже несколько азиатских тигров.
Airbus и Boeing делят между собой 70-75% мирового рынка производителей самолетов, оставляя остальные 30% на долю других авиастроительных корпораций, не таких крупных, но успешных в своем национальном и технологическом сегменте. При этом именно на их долю, как и на лидеров в любой отрасли выпадает и основное бремя развития прогресса в технологиях, инфраструктуре, и издержки по наиболее качественному их внедрению на уровне массового потребителя.
В России нефтяная компания «ЛУКойл», занимающая одно из лидирующих мест в отрасли, разработала специальную программу научно-технического развития, где упор сделан на новые технологии разработки месторождений с вязкой нефтью и выработанных месторождений. Среди приоритетных направлений — внедрение новых подходов в разработку трудноизвлекаемых запасов, применение инновационных технологий на выработанных участках.
А наиболее критикуемый в родном Отечестве «Газпром», тем не менее остается единственным кто может реализовывать такие масштабные проекты, как «Сила Сибири» или «Северный поток».
В интеллектуальной сфере Оксфорд, Гарвард или МГУ вряд ли можно назвать монополистами, но очевидно, что именно крупнейшие национальные университеты задают стандарты современного образования.
Можно провести параллель и с издательским бизнесом, где лихие 1990-е пережили лишь несколько крупных издательств – «Аст», «Эксмо», «Просвещение», но они все равно не остались единственными на рынке. За десяткой лидеров следует еще 25 издательств, выпускающих менее тысячи книг в год, а далее следуют десятки мелких – издающих иногда до нескольких книг ограниченным тиражом.
Даже в регулируемом государством секторе учебников сосуществуют более десятка издательств, в том числе «Русское слово» и «Родное слово», издающие отдельные учебники и пособия. А еще, например, Clever с развивающей литературой для дошкольников и школьников.
Впрочем, пока лишь «Просвещение», исторически обеспечивавшее школы учебниками, способно справиться с задачей не только по массовому обеспечению школ качественной учебной литературой в соответствии с современными стандартами образования, но и предложить программы исходя из потребностей учителя, специфики региона и состава учащихся.
Крупные бизнес-игроки могут позволить себе больше инвестировать в развитие, не повышать цены на продукт, а наращивать прибыль за счет оборота и мощной технологической базы.
В результате производство того или иного продукта или предоставление той или иной услуги для крупной компании обходится дешевле чем для небольшого производителя. А снижение цен – безусловный плюс для потребителя.
Это особенно заметно в ритейле и сельском хозяйстве, где сегодня даже фермерские хозяйства приходят к тому, что объединение усилий снижает издержки и цены, а следовательно совместная реализация продукта выгодней как хозяйствам, так и покупателям. В итоге начали развиваться крупные фермерские кооперативы, например, «Лавка-Лавка».
Общество естественно стремиться ограничивать права крупных компаний, но на деле им суждено лидерами лишь до тех пор, пока справляются со своей основной миссией – внедрять новые продукты, услуги, технологии, делать современные качественные товары доступными для массового потребителя.