Как Alibaba помогает российским ритейлерам

Опыт взаимодействия российских производителей с Alibaba

Reuters
Российские компании начинают выходить на китайский рынок, за год появилось несколько новых успешных историй. Помогает им в этом Alibaba Group – Джек Ма не раз подчёркивал, что компания видит свою миссию в создании глобальной платформы, в которой товары будут без труда продаваться в любых странах, а малый и средний бизнес от этого только выиграет, так как откроет для себя интернет-продажи.

Речь идет о Московском экспортном центре и компаниях Игоря Чайки «Русский экспорт» и First Russian Cross-Border International Trading ltd (FRC). «Газета.Ru» попыталась выяснить, чем оказались полезны экспортерам из РФ именно площадки, принадлежащие Alibaba Group.

Китайский интернет-гигант, капитализация которого за последние четыре года возросла вдвое и достигла к настоящему времени порядка $500 млрд, представляет своим клиентам несколько площадок. Среди них хорошо известный россиянам, но не известный в Китае AliExpress.com (интернет-магазин, продающий товары в розницу и мелким оптом), Taobao.com (онлайн-рынок розничной торговли, интернет-магазин и интернет-аукцион), 1688.com (онлайн-площадка для оптовой торговли), Tmall.com (площадка для продажи оригинальных товаров от официальных брендов), а также Alibaba.com (площадка для взаимодействия малого и среднего бизнеса друг с другом).

Согласно отчетности за второй квартал 2018 года, суммарный объем e-commerce Alibaba Group составил $10,5 млрд (рост год к году 61%). Естественно, что такие показатели не могут игнорировать, в том числе и российские поставщики.

«Alibaba.com является крупнейшим в мире маркетплейсом формата B2B. Это уникальная возможность сделать свой товар доступным на глобальном рынке», — рассказал «Газете.Ru» директор Московского экспортного центра Кирилл Ильичев.

Миссией МЭЦ заявлено качественное и эффективное продвижение, а также содействие московским предприятиям в повышении уровня международной конкурентоспособности и наращивании объемов экспорта.

По словам Ильичева, столичным производителям необходимо прививать международный опыт торговли и открывать для них новые возможности, ведь Москва является лидером российского экспорта.

«Именно в столице зарегистрированы более 5 000 компаний-экспортеров, на экспорт предложено 6 184 видов товарных позиций, а московская продукция поставляется в 189 стран мира. Основные экспортные партнеры российской столицы на сегодняшний день – Алжир, Казахстан, Белоруссия, Египет и Китай. Московская продукция поставляется в большинство стран Европы и Ближнего Востока. Ниша электронной коммерции просто обязана присутствовать в нашей экспортной стратегии развития, ведь мы стараемся идти в ногу со временем и использовать все возможности для расширения экспортного потока», — говорит директор МЭЦ.

Запуск пилотного проекта по продвижению продукции столичных производителей на рынках e-commerce состоялся несколькими месяцами ранее. «И до конца года Московский экспортный центр выведет 100 московских производителей на торговую площадку Alibaba.com, где будет представлено не менее 500 столичных продуктов», — обещает Ильичев.

Сотрудничество Московского экспортного центра и Alibaba Group привело к появлению у столичных производителей особых привилегий.

Так, московским компаниям будут присвоены статусы «золотых поставщиков», что даст им такие преимущества, как повышение приоритета в поисковой выдаче, расширение торгового инструментария, неограниченное количество товарных позиций для демонстрации в каталоге, а также максимальное использование коммуникационного потенциала Alibaba.com. «При этом город финансирует 100% стоимости «золотых аккаунтов» ($ 1399) и 50% всех затрат на запуск и настройку аккаунта», — говорит руководитель МЭЦ.

Ильичев отметил, что проект проводится в сотрудничестве с компанией PAL – авторизованным партнером Alibaba.com в России: «Специалисты Московского экспортного центра помогают создавать московским продавцам товарные карточки продуктов, рассчитанные на максимальный маркетинговый эффект. Команда МЭЦ будет поддерживать участников программы на всех этапах запуска, обучит экспортеров азам работы на Alibaba и пользованию инструментами маркетинговой аналитики».

Еще один пример удачного взаимодействия между Alibaba Group и российской компанией — это кейс ООО «Русский экспорт» и First Russian Cross-Border International Trading ltd (FRC) Игоря Чайки.

«Русский экспорт» - компания-экспортер, которая позволяет производителям из России возможность выйти на рынок Китая без создания собственной логистической инфраструктуры при минимальных затратах на экспорт и продвижение товара. По сути «Русский экспорт» осуществляет сотрудничество с производителями в РФ, закупку продукции и ее экспорт в КНР.

В свою очередь, FRC занимается оптовой и розничной реализацией поставляемого товара в КНР, осуществляя продажи через собственную и сторонние электронные платформы. Именно FRC владеет первой китайской электронной торговой платформой по торговле российскими продуктами питания со 100% российскими инвестициями DAKAITAOWA.COM (в переводе с китайского «открой матрешку». — «Газета.Ru»).

«У нас несколько фирменных магазинов на разных доменах, — рассказывает руководитель ООО «Русский экспорт» (по сути московского офиса «Матрешки») Олег Дмитриенко. — Мы занимаемся экспортом российских товаров, продуктов питания в основном, из России в Китай. У Alibaba Group несколько площадок, и каждая из них закрывает определенную нишу. Так, платформа 1688 — это оптовая продажа, B2B; Tmall – B2C; и Таобао – С2С. Мы на всех присутствуем, у всех свои покупатели и свой круг возможностей».

«Матрешка» завозит в Китай и реализует на площадках Alibaba Group сотни наименований.

«По большом счету, ассортимент не так важен – важно найти позиции, которые пользовались бы спросом, и на них уже делать акцент, — уточняет Дмитриенко. — Во-первых, специфика продаж в Китае такова, что можно завозить лишь продукты с длительным сроком хранения, и мы занимаемся только 12-месячной продукцией. Плюс, должна быть очень качественная герметичная упаковка, потому что в другой упаковке в жарком климате продукты будут портиться. Это накладывает определенные ограничения на выбор российской продукции. Поэтому нами поставляются кондитерские изделия, бакалею, конфеты, шоколад, шоколадные изделия, мед, масло, муку, смесь для выпечки».

Alibaba Group, предоставляя нам место на своей электронной площадке, помогает продвигать товар, разрабатывать акции, расставлять акценты на ряде товарных групп, то есть содействует, делая определенный промоушн, поясняет руководитель московского офиса «Матрешки».

«У наших продуктов питания есть два больших плюса, — рассказал он «Газете.Ru». — Россия в глазах китайцев воспринимается как страна с качественной продукцией – с точки зрения экологии, состава. Они нас воспринимают как антипод европейским и американским товарам, где много, по их мнению, химических добавок. Ну и второй момент — российские продукты получаются дешевле, чем из Евросоюза и Америки, за счет девальвации рубля и более дешевой рабочей силы».

Aly Song/Reuters

По мнению Дмитриенко, перспективы у российских товаров по определенным направлениям есть — причем довольно большие, и с учетом удачного опыта «Матрешка» ожидает продолжения плодотворного сотрудничества с Alibaba Group.

Новым этапом в процессе глобализации российских брендов должен стать Восточный экономический форум (ВЭФ), который пройдет во Владивостоке с 11 по 13 сентября.

Так, ожидается, что планируемое совместное предприятие в сфере электронной торговли между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Alibaba Group (в лице AliExpress) заложит основу для экспорта товаров российских производителей в Китай и их дальнейшего выхода на мировой рынок.

Более того, как стало известно «Газете.Ru», в планах AliExpress в ближайшие месяцы вывести на зарубежные рынки более сотни российских брендов.

Соответствующее соглашение может быть заключено в рамках ВЭФ.