Правительство России постановило всем организаторам распространения информации в интернете — интернет-операторам — хранить в течение шести месяцев все сообщения пользователей: тексты, видеофайлы, аудио и любую другую информацию.
Все данные должны храниться только на территории РФ. Соответствующее постановление кабмина №728 датируется 26 июня и подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым.
Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков объяснил, насколько сильное подорожание услуг операторов связи и интернета ожидает потребителей в связи с установленными правилами, передает НСН.
«Спустя два года с момента принятия закона Яровой он вступает в силу. Это говорит о том, что он был сырой, непроработанный, и это время ушло на принятие определенных послаблений относительно времени хранения информации, объемов и так далее. Но, так или иначе, это потребует от операторов большего количества центров обработки данных, чем сейчас, и соответственно увеличения стоимостных характеристик услуг в течение года на 10-30%», — рассказал эксперт.
В 2016 году вице-спикером Государственной думы Ириной Яровой был разработан проект антитеррористического закона, который внес поправки в статью «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Документ был подписан президентом России Владимиром Путиным, он обязывает российских операторов связи и интернет-компании хранить трафик и все данные о переговорах пользователей в течение полугода, передает ФАН.
В январе нынешнего года тогдашний глава Минкомсвязи Николай Никифоров на полях Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе рассказал о подготовке к вступлению в силу законов данного пакета, передает RT.
«Все операторы связи России ведут подготовку к вступлению в силу этого антитеррористического пакета законов. Операторы будут хранить определённое время информацию, которую передают абоненты. Но доступ к этой информации возможен лишь в соответствии с решениями судов и расследованиями конкретных преступлений», — указал глава ведомства.
По его словам, принципиальных изменений нормативной базы не произойдет.
«Речь идет о том, что наши правоохранительные органы должны получить новый инструмент по борьбе с такими явлениями, как терроризм», — сказал министр.
При этом месяцем ранее сообщалось о письме заместителя главы министерства Дмитрия Алхазова в Российский союз промышленников и предпринимателей.
В послании говорилось, что правительство признало обоснованной часть критики в адрес антитеррористического «закона Яровой» и согласилось рассмотреть возможность внесения изменений в требования, содержащиеся в документе.
В частности, в Минкомсвязи отказались от требования рассчитывать объем хранилищ пользовательских данных для исполнения антитеррористического «закона Яровой» исходя из монтированной емкости сетей операторов связи, что должно уменьшить затраты операторов.
Отмечалось также, что операторы должны будут хранить фактически переданный трафик, за исключением голоса, в течение 30 суток. Объемы данных могут быть пересмотрены после 1 декабря 2022 года.
Также из письма следовало, что для хранения информации операторы смогут использовать уже имеющуюся инфраструктуру и оборудование после «доработки в соответствии с техническими решениями, выработанными в совместных рабочих группах при участии Минкомсвязи, ФСБ, разработчиков оборудования и самих операторов».
В сентябре прошлого года заместитель председателя Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России Андрей Климов разъяснил назначение новых законов.
«Законодательные инициативы, схожие с теми, которые называют «законами Яровой», принимаются во многих странах. Это не сугубо российская история. Дело в том, что Интернет и IT-технологии начали создавать фактически новую реальность.
Эта реальность, к сожалению, еще не отрегулирована на законодательном уровне. Конечно, она предлагает массу плюсов, но также в ней достаточно уверенно чувствуют себя представители многих экстремистских и террористических организаций. Рано или поздно любое суверенное государство обязано обратить внимание на эту систему», — указал сенатор.
По его словам, среди властных структур и экспертных сообществ России пока нет единого мнения, как именно должно осуществляться законодательное регулирование Интернета в целях национальной безопасности, продолжает Климов.
«Я знаю, что эксперты придерживаются на этот счет разных точек зрения. Но то, что в дальнейшем без подобной системы законов будет невозможна жизнь ни одного суверенного государства, на мой взгляд, совершенно очевидно. Мы обсуждали этот вопрос в Совете Федерации. После вступления в действие этого пакета законов мы сможем мониторить то, как осуществляется реализация задуманного», — добавил парламентарий.
Он также не исключил возможное изменение ряда пунктов данного закона.
«Никто не запрещает нам своевременно вносить в эти законодательные акты поправки и изменения. Так мы сможем, с одной стороны, обеспечить их наиболее эффективную работу, с другой, в наименьшей степени затрудним жизнь добропорядочных граждан», — резюмировал Климов.