Сексизм, расизм и поддержка Клинтон: 5 скандалов с участием Google

Google обвинили в дискриминации сотрудников женского пола

Christian Hartmann/Reuters
Домену Google в интернете в пятницу исполняется ровно 20 лет — 15 сентября 1997 года основатели компании Ларри Пейдж и Сергей Брин зарегистрировали домен google.com для созданной ими поисковой системы. «Газета.Ru» решила вспомнить громкие скандалы, связанные с этим всемирно известным брендом.

Уволенный сексист

Google оказался в центре крупного сексистского скандала в августе 2017 года из-за одного из своих сотрудников — программного инженера Джеймса Деймора. Деймор разослал своим коллегам 10-страничный манифест, в котором объяснял, что женщины в сфере IT менее успешны, чем мужчины, исключительно из-за биологических особенностей.

Он призвал перестать воспринимать гендерный разрыв как проявление сексизма. Кроме того, по мнению Деймора, попытки сгладить этот разрыв создают корпоративную культуру, которая ущемляет в правах тех, кто придерживается консервативных взглядов.

Руководство Google не стало углубляться в риторику, заклеймило Деймора обычным сексистом и уволило его за нарушение норм поведения в компании.

Тем не менее, многие издания встали на сторону программного инженера, так как он никому не навязывал свой манифест, а просто выразил свое мнение, что не могло стать причиной для увольнения. Об этом Деймор написал авторскую колонку для Wall Street Journal под названием «Почему меня уволил Google», а теперь готовит иск к бывшему работодателю, который не смог защитить его права как работника.

Но на этом неприятности компании под руководством Сундара Пичаи не закончились — после публикации манифеста несколько сотрудниц Google подали в суд из-за гендерной дискриминации. Истицы заявили, что женщины в компании на аналогичных или близких должностях получают меньшую зарплату, чем их коллеги мужского пола.

Адвокат Джеймс Финберг, который занимается этим делом, заявил, что иск — это попытка «сломать все барьеры и разрушить стереотипы».

Крупнейший штраф в истории

Компания Google были поймана на нарушении антимонопольного законодательства в июне текущего года и даже была удостоена крупнейшего штрафа в истории Европейской комиссии, который составил €2,4 млрд. Этот затяжной процесс продолжался семь лет, а по его результатам было установлено, что Google воспользовался своей монополией в онлайн-поиске для продвижения собственного сервиса «Google Покупки».

Компания формировала поисковую выдачу таким образом, чтобы коммерческие партнеры Google оказывались на первых позициях, а конкуренты сервиса искусственно опускались ниже.

Еврокомиссия предоставила Google три месяца, чтобы та остановила свою «незаконную деятельность», изменила свой алгоритм и обеспечила равные права всем агрегаторам торговых площадок. Если компания проигнорирует это требование, то ей придется ежедневно выплачивать пени в размере 5% от среднего дневного оборота.

Черно-белый дом

В 2015 году с одним из самых популярных сервисов Google — Google Maps — случился расистский скандал, связанный с самим президентом Соединенных Штатов. В социальных сетях пользователи обратили внимание на то, что если в строке поиска вбить словосочетание «король-негр», «дом негра» или любые другие вариации, то сервис показывал в выдаче Белый дом — резиденцию экс-лидера США Барака Обамы.

Кроме того, по запросу «кампус негров» пользователю демонстрировался университет Мэриленда, а по сочетанию «университет негров» — Говардский университет. Оба этих учебных заведения считаются популярными среди темнокожего населения Америки.

После того, как эту историю растиражировали средства массовой информации, расистский баг в Google Maps был устранен. Компании пришлось выпустить официальное заявление с извинениями, в котором Google указала на тот факт, что во всем случившемся частично виноваты и сами пользователи — якобы оскорбительные запросы ведут к неожиданным результатам поиска, так как люди в интернете используют расистские комментарии при комментировании этих локаций.

Реклама вышла боком

Дискриминационный скандал настиг Google, а точнее его видеохостинг YouTube, и весной 2017 года, когда крупнейшие рекламодатели начали массово отказываться от размещения своей рекламы перед роликами.

Как оказалось, реклама крупных брендов транслировалась перед видео экстремистского или расистского характера, что не лучшим образом сказывалось на репутации рекламодателя.

Среди пострадавших значатся Coca-Cola, Microsoft, Amazon, Toyota и другие компании.

Коммерческий директор Google Филипп Шиндлер пообещал, что компания ужесточит правила размещения коммерческих роликов и заодно пересмотрит контентную политику YouTube, постаравшись при этом не нарушить право на свободу творчества.

Скандал в прессе ударил по Google и в финансовом плане — из-за массовых сообщений об отзыве рекламы на следующий день акции материнской компании Alphabet упали на 3%/

Google выбрал не того

Google обвиняли и в «подыгрывании» Хиллари Клинтон на президентских выборах в США в 2016 году. Так, согласно эксклюзивному исследованию, автоподсказка в поисковой системе, возникающая при заполнении строки поиска, выставляла кандидата Клинтон в выгодном свете, при этом никогда не предлагая негативных коннотаций.

Отмечается, что в случае с Дональдом Трампом и Берни Сандерсом Google не был так избирателен и действовал по стандартному алгоритму.

Компании снова пришлось оправдываться и заявить, что автоподсказка Google не поддерживает никакого конкретного кандидата, а также не предлагает уничижительных эпитетов, если в запросе есть имя человека.