Протест направлен против планов нового руководства Федеральной комиссии по связи США и крупнейших американских провайдеров — AT&T, Comcast и Verizon — и призван показать пользователям, почему отмена принципа сетевого нейтралитета навсегда изменит интернет, каким его знают американцы.
Правила сетевого нейтралитета, действующие в Америке, запрещают провайдерам менять скорость доступа пользователя к тем или иным ресурсам, таким образом отдавая предпочтение одним и замедляя передачу данных другим. Защитники этих правил настаивают на том, что вся информация в интернете одинаково важна.
В акции принимают участие Vimeo, Etsy, Airbnb, ACLU, Spotify, Yelp, Twitter, OKCupid, Dropbox, Pinterest, Facebook, Microsoft и многие другие.
Каждый сервис решил по-своему привлечь внимание к проблеме. Так, например, если 12 июля зайти на сайт Pornhub, то сначала посетитель увидит медленно вращающийся значок загрузки и только затем сможет ознакомиться с содержимым сервиса.
Приложение SoundCloud спрашивает пользователей, хотят ли они узнать больше о сетевом нейтралитете, и предлагает прослушать монолог, где в свободных выражениях критикуются планы FCC. Главная страница Vimeo выдает видеоролик «Почему нам нужен сетевой нейтралитет» — в нем пользователей призывают не быть равнодушными и действовать ради свободы «полезного и причудливого» интернета.
Пай задумался о деньгах
Вопросами регулирования сетевого нейтралитета в США занимается FCC. Во время президентства Барака Обамы FCC активно поддерживала и продвигала сетевой нейтралитет как основополагающий принцип для обеспечения здоровой конкуренции в интернет-пространстве. Обама еще на выборах 2008 года пообещал следить за его соблюдением. В феврале 2015 года FCC узаконила сетевой нейтралитет.
Однако с приходом к власти Дональда Трампа многое изменилось. В первые дни своего президентства он сменил руководство FCC. Комиссию возглавил Аджит Пай — профессиональный юрист, долгое время проработавший в министерстве юстиции, FCC и прочих правительственных институтах. Кроме того, он работал юристом в частном секторе и даже занимал пост в Verizon Communications — одной из крупнейших американских телекоммуникационных компаний.
В декабре 2016 года газета New York Times охарактеризовала его как сторонника консервативной интерпретации законов в области регулирования телекоммуникаций и полномочий FCC.
В апреле FCC опубликовала доклад Пая, в котором тот обрушивается с критикой на принцип сетевого нейтралитета и прежнюю политику комиссии.
«Я предупреждал, что мы совершаем серьезную ошибку, — пишет Пай. — Это элементарная экономика: чем больше вы регулируете что-то, тем меньше вы получаете». Руководитель FCC утверждал, что принцип сетевого нейтралитета сокращает инвестиции в развитие широкополосного интернета.
В тот же день FCC дала возможность пользователям оставить мнение о предстоящих изменениях. На сегодняшний день комментарии оставили около 6 млн пользователей.
За полгода до введения принципа сетевого нейтралитета комик Джон Оливер шутил в своей авторской программе: что бы ни говорили провайдеры, «это не будет Усейн Болт и Усейн Болт на мотоцикле, это будет Усейн Болт и Усейн Болт, прикованный к якорю» — таким образом иронизируя над заверениями телекоммуникационных компаний о том, что, если не вводить принцип сетевого нейтралитета, это только ускорит интернет.
Кому это выгодно
Защитники сетевого нейтралитета считают, что провайдеры злоупотребляют зависимостью поставщиков контента. Это приводит к тому, что телекоммуникационные компании начинают решать, какие веб-сайты будут работать быстро или медленно, а какие не будут загружаться совсем.
Участники протестной акции настаивают, что все сервисы и сайты при прочих равных условиях должны быть одинаково доступны пользователям.
Понятно, что в данном случае речь идет о сайтах, не нарушающих действующее законодательство. В первую очередь эта проблема касается «тяжелых» сайтов, занимающихся, скажем, видеохостингом, как Youtube.
В свою очередь противники сетевого нейтралитета настаивают, что этот принцип негативно сказывается на качестве связи — у провайдеров не хватает денег на амортизацию растущего трафика, что влечет за собой удорожание услуг.
Отмена принципа может привести к тому, что главными бенефициарами станут также и недобросовестные поставщики контента, коммерческий успех которых возможен только в условиях нечестной конкуренции. Пользуясь преимуществами неравного доступа, они станут продвигать собственные поисковые машины, услуги потокового видео, видеохостинга и так далее. В некоммерческой плоскости это может угрожать свободе слова.
Сетевой нейтралитет связан с проблемой «нулевых зон», когда провайдеры предлагают без тарификации пользоваться некоторыми сервисами — облегченными версиями социальных сетей и так далее.
В некоторых странах мира, таких как Норвегия и Япония, использование «нулевых зон» запрещено. Однако в США, как и, к слову, в России, это распространенная практика. Аджит Пай считает «нулевые зоны» совершенно нормальной, законной и даже позитивной практикой.
Тем не менее, что бы ни утверждали провайдеры, один из самых знаменитых примеров, говорящих в пользу стимулирующего характера сетевого нейтралитета, случился в 2014 году, когда Netflix обвинил провайдеров в том, что те искусственно «душили» идущий на сайт трафик, — свое обвинение Netflix сопроводил наглядными графиками, показывающими, что при прочих равных разные провайдеры по необъяснимым причинам дают разную скорость на их сайт.
В преддверии «Дня действия» (Day of action — одно из названий акции 12 июля) представитель Netflix заявил: «Мы присоединяемся к «Дню действия», чтобы гарантировать, что, когда появится следующий Netflix, ничто не помешает ему забраться так же далеко».