Глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что лично обратится к создателю Telegram Павлу Дурову и потребует предоставить необходимые сведения для включения мессенджера в реестр организаторов распространения информации (ОРИ).
Жаров рассказал «Интерфаксу», что Роскомнадзор «ждет-ждет от мессенджера ответа», но пока безрезультатно. «Поэтому я обращусь публично к Павлу Дурову», — подчеркнул глава надзорного ведомства.
Милости просим в ОРИ
В соответствии с новым законопроектом, регулирующим деятельность мессенджеров, Telegram и другие подобные сервисы должны по запросу Роскомнадзора предоставить специальные идентификаторы, чтобы попасть в список ОРИ.
Под действие закона в случае его принятия попадают те организаторы обмена мгновенными сообщениями, которые будут внесены в реестр. Согласно законодательству, в случае непредставления соответствующих сведений мессенджер может быть заблокирован на территории Российской Федерации, как это произошло с Blackberry Messenger, LINE, Imo.im и Vchat.
Китайский мессенджер WeChat был также добавлен Роскомнадзором в список запрещенных в России ресурсов, но позже был разблокирован после того, как предоставил ведомству всю необходимую информацию.
На настоящий момент в реестре ОРИ нет Viber, WhatsApp, Telegram и Facebook Messenger — популярных в России сервисов. Роскомнадзор не раз заявлял, что находится в контакте с представителями этих мессенджеров, однако пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский отказался комментировать, в какие именно компании был направлен запрос на предоставление данных.
Ранее пользователи Telegram создали электронную петицию в адрес Павла Дурова с просьбой не допустить блокировку мессенджера и пойти на сотрудничество с властями.
«Мы обращаемся к команде Telegram и лично к г-ну Дурову, потому что обращаться с просьбами к государственным ведомствам бесполезно — они выполняют приказы и исполняют законы, какими бы эти законы ни были», — говорится в петиции.
Необходимость в петиции и привлечении внимания Дурова вызвана тем, что администрация Telegram занимает весьма твердую позицию касательно разглашения информации правительственным органам власти.
«Еще ни одно правительство или спецслужба в мире не получили ни бита информации от нас. Так будет всегда», — заявили в Telegram в ответ на запрос RNS о том, получала ли компания письмо от Роскомнадзора.
«Ключи, необходимые для расшифровки данных, разделены на несколько частей и физически хранятся в нескольких других дата-центрах. При этом все дата-центры находятся в разных юрисдикциях, так что для того, чтобы заставить Теlegram выдать какие-либо данные, потребуется нереалистичный уровень сотрудничества между несколькими государствами», — подчеркнули в Telegram.
Европол недоволен Telegram
Павел Дуров заявил о том, что попытки американских ведомств подкупить или надавить на администрацию Telegram ведутся чуть ли не с первых недель работы сервиса. В Госдепартаменте США отказались комментировать заявление Павла Дурова о подкупе со стороны спецслужб Соединенных Штатов.
Кроме того, создатель «ВКонтакте» и Telegram рассказал, что его почту на Gmail, предположительно, пытались взломать хакеры с государственной поддержкой.
«Никогда не пользуюсь ящиком Gmail для важных вещей, но почему-то я не удивлен», — написал Дуров в своем твиттер-аккаунте.
<1>
В мае 2017 года глава Европола Роб Уайнрайт выступил с критикой Telegram, обвиняя мессенджер в нежелании сотрудничать со спецслужбами в рамках борьбы с международным терроризмом. Уайнрайт заявил, что современная система шифрования переписки Telegram активно используется экстремистскими группировками — в частности, через Telegram ведется пропаганда и вербовка новых членов ИГ (запрещенная в России террористическая организация. — «Газета.Ru»).
Руководитель Европола отметил, что крупнейшие мировые интернет-провайдеры и IT-компании стараются помогать спецслужбам в этом направлении.
«Но есть и те, кто с нами не сотрудничает. Например, мессенджер Telegram, создающий для нас большие проблемы», — заявил Уайнрайт. Он отметил, что мессенджер Дурова хоть и идет на контакт, но его вклад в борьбу с терроризмом минимален, в отличие от Facebook, Twitter и других международных компаний.
«Я знаю, что такова позиция главы компании, — сообщил глава европейского ведомства. — Не могу сказать, что он полностью отказался взаимодействовать, но пока нам не удалось наладить конструктивный диалог».
По итогам 2016 года Дуров отчитался о блокировке 660 публичных чатов запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» в своем мессенджере.