В самолет посадят знакомые лица

Аэропорты осваивают технологию распознавания лиц

Shutterstock
Американская авиакомпания в этом месяце начнет тестирование технологии распознавания лиц при посадке в самолет — при ее использовании пассажиру не придется показывать свой паспорт или посадочный талон, что сэкономит время проверки. Если эксперимент будет успешным, биометрические сканеры могут появиться во всех аэропортах США. В чем минусы данной технологии и какие еще страны также обратили внимание на ее потенциал — в материале «Газеты.Ru».

Путешествие самолетом всегда было сопряжено с определенными трудностями. Кроме предварительного получения визы или разрешения на въезд необходимо пройти несколько кордонов безопасности и на каждом предъявить документы, удостоверяющие личность.

К счастью, уже не за горами использование технологии распознавания лиц, которая, при корректной работе, должна сильно упростить путь пассажиров от дверей аэропорта до своего места на борту.

Проверка может обернуться слежкой

Небольшая американская авиакомпания JetBlue Airways объявила о намерении заменить традиционные посадочные талоны новейшей технологией. Эксперимент стартует 12 июня и продлится от 45 до 90 дней в зависимости от своей успешности.

Предполагается, что она будет работать следующим образом: пассажир становится в очередь на посадку, после чего его лицо сканируется и сравнивается с фотографией из базы данных Службы таможенного и пограничного контроля США.

В случае совпадения снимков пассажир сможет пройти на борт без предъявления билета или паспорта.

Представитель JetBlue Джоанна Герати заявила, что технология распознавания лиц должна упростить процедуру посадки в самолет и тем самым снизить напряжение от многочисленных проверок безопасности. «Самопосадка поможет избавиться от бумажных талонов и ручной проверки паспорта. Просто посмотрите в камеру — и вы можете идти дальше», — рассказывает Герати.

В перспективе эта технология будет работать на всей территории Соединенных штатов Америки и применяться ко всем пассажирам, а не только к иностранцам.

JetBlue полагает, что кроме экономии времени распознавание лиц поможет усилить безопасность в аэропорту. Однако активисты движения, выступающего за соблюдение гражданских прав на свободу частной жизни, считают, что такие эксперименты представляют собой угрозу приватности.

Джереми Скотт из некоммерческой организации Electronic Privacy Information Center полагает, что внедрение этой технологии не предусматривает механизмов, ограничивающих наблюдение за людьми.

«Будет ли эта программа использована для удостоверения личности человека или же станет еще одним тайным инструментом слежки, рассматривая каждого пассажира как потенциального преступника? Этому эксперименту необходима полная прозрачность, так как распознавание лиц может применяться как незаконный надзор, нарушающий наши конституционные права», — говорит Скотт.

Технология хороша, но ненадежна

Другая американская авикомпания — Delta Air Lines — тоже собирается использовать распознавание лиц для упрощения аэропортовой рутины. На этот раз биометрический сканер будет применяться на стойках сдачи багажа.

После печати ярлыка, который прикрепляется на сумку или чемодан, пассажира пригласят к автомату, оборудованному технологией распознавания лица, для сканирования и сверки с фотографией в документах.

Delta вложила в автоматизированную стойку регистрации багажа $600 тыс. На эти средства в Международном аэропорту Миннеаполис/Сент-Пол этим летом будут установлены четыре подобных автомата.

Старший вице-президент Delta Гарет Джойс считает, что эта инвестиция поможет сэкономить время пассажиров. «Мы видим будущее, в котором сотрудники Delta будут освобождены от рутины, чтобы уделять клиентам больше времени и обеспечивать более качественный сервис», — заявил Джойс.

Кроме того, технологией заинтересовалась и Австралия. К 2020 году страна планирует ввести биометрическую проверку пассажиров во всех австралийских аэропортах, включая сканирование отпечатков пальцев и лица.

Несмотря на то что единой биометрической системы пока нет, потенциально в базу данных можно загрузить всю информацию о путешественниках, включая сведения о билетах, туристическую историю, возможные судимости и пр.

В будущем искусственный интеллект на основе этих данных сможет определять, представляет пассажир угрозу или нет. Испытания системы пройдут в аэропорту Канберры, столицы Австралии. Целью проекта является автоматизация проверки 90% пассажиропотока.

Свои испытания в этой области проводят финская авиакомпания Finnair, голландская KLM, а также международный аэропорт Париж – Шарль-де-Голль. В некоторых случаях система распознавания лиц будет только дублировать действия сотрудников службы безопасности, так как на настоящий момент она не показывает 100% результата и иногда неточна.

Биометрические показатели более защищенные, говорит руководитель отдела технического маркетинга ESET Russia Алексей Оськин, при этом автоматизация в данной сфере направлена на уменьшение времени обработки и, следовательно, очередей на контроле безопасности пассажиров.

«Сложность внедрения технологии определяется различными условиями, но решающим фактором всегда является стоимость. Если мы не ограничены в финансах, внедрять можно все что угодно», — считает Оськин.

Эксперт заявил, что, хотя теоретически подделать паспорт проще, чем отпечатки пальцев и узор радужки глаза, в сфере безопасности лучше всего использовать комплексный, многоуровневый подход с несколькими ступенями авторизации.