Глава Apple Тим Кук угрожал удалить приложение по вызову такси Uber из магазина AppStore из-за нарушения политики приватности.
Как выяснила New York Times, в 2015 году Кук лично выразил свои претензии Трэвису Каланику, владеющему Uber, и поставил резкий ультиматум — либо приложение прекращает следить за владельцами iPhone, либо мгновенно покидает фирменный онлайн-магазин.
Преимущество работы вне офиса
«Итак, я слышал, что вы нарушаете наши правила», — сказал Кук Каланику во время личной встречи в калифорнийском Купертино два года назад. Суть претензии заключалась в том, что Uber старательно скрывал от инженеров Apple тот факт, что он тайно «маркировал» смартфоны iPhone и мог их распознавать даже после того, как приложение было удалено с гаджета.
Речь идет о так называемом fingerprinting — методе пассивного сбора информации, когда перехваченные фрагменты трафика помогают удаленно узнать подробные характеристики операционной системы.
По информации The Next Web, компания могла пойти на такой шаг, чтобы остановить мошенничество внутри сервиса — водители покупали краденые iPhone, создавали на них клиентские аккаунты, а потом «подвозили» несуществующих пассажиров, чтобы заработать больше денег. Такая схема практиковалась еще в 2014 году, например, в Китае.
Проблема заключалась лишь в том, что Uber тем самым нарушала политику Apple для разработчиков приложений. Но компания Каланика нашла способ обойти запрет — с помощью технологии геофенсинга (англ. geofencing), позволяющей взаимодействовать с устройствами и пользователями в рамках заданного радиуса.
Uber ограничила доступ к своему маркирующему инструменту рядом с штаб-квартирой Apple в Купертино, чтобы инженеры не могли обнаружить незаконный код. Предположительно, махинации Uber были замечены сотрудником Apple, работающим вне главного офиса.
Угроза Тима Кука была вполне реальной — потеря доступа к миллионам пользователей iPhone в AppStore могла нанести катастрофический ущерб бизнесу Uber, поэтому Каланику пришлось отказаться от нелегальной практики.
После публикации этой истории Uber выступила с официальным заявлением, в котором отрицала факт слежки.
«Мы совершенно точно не отслеживаем отдельных пользователей или их местоположение, если они удалили приложение», — говорится в нем.
«Как отмечает New York Times ближе к концу заметки, это распространенная практика, применяемая против мошенников, которые загружают Uber на краденый телефон, вносят туда данные краденой кредитной карты, заказывают дорогую поездку, а потом форматируют устройство — снова и снова. Подобные техники применяются и для того, чтобы зафиксировать и заблокировать злоумышленников, пытающихся залогиниться в чужом аккаунте. Нам важно обнаружить мошенников в тот момент, когда они пытаются подключиться к системе Uber, — это критичная мера безопасности и для нас, и для наших пользователей», — заявил представитель компании.
Непростой год для Uber
Даже без этой неприятной истории с шантажом и угрозами Uber пережила не самый легкий год, оказавшись в центре нескольких скандалов.
На настоящий момент ведется расследование касательно сексизма и сексуальных домогательств в компании. Причиной стала жалоба от бывшей сотрудницы Сьюзен Фаулер, которая заявила, что начальник постоянно терроризировал ее сексуальными намеками. Кроме того, за время работы Фаулер доля работников женского пола сократилась в компании с 25 до 3%.
По информации Bloomberg, во время собрания, посвященного этому случаю, Трэвис Каланик «со слезами на глазах» извинился перед всей компанией и пообещал исправить ситуацию.
Кроме того, в январе 2017 года в социальных сетях стартовала кампания с хештегом #DeleteUber (#УдалиUber), которая взбудоражила даже тех, кто никогда не пользовался этим приложением. Волна критики обрушилась на Каланика после того, как его компания не поддержала часовую забастовку таксистов против указа Дональда Трампа, запрещающего въезд для мигрантов отдельных стран.
После этого Трэвис собрал еще одно совещание, на котором во всеуслышание объявил, что выступает против инициативы Трампа, и в доказательство этого покинул президентский бизнес-совет.
В марте Каланик опять попал в заголовки прессы, накричав на одного из водителей Uber в ходе спора о снижении тарифов. К концу беседы глава компании вышел из себя и обвинил оппонента в том, что он не хочет брать ответственность за свои же действия. Позже Трэвис Каланик снова извинился, заявив, что ему нужно «повзрослеть» и «взять уроки по лидерству».