Роскомнадзор подготовил перечень новостных агрегаторов, которым необходимо до 21 февраля предоставить данные об их суточной посещаемости. Уведомления были направлены 10 февраля в «Яндекс.Новости», Google News, «Новости Mail.Ru», «Рамблер/Новости», «СМИ 2» и Microsoft Network (MSN).
«После анализа и проверки предоставленных сведений о посещаемости агрегаторы, которые посещают более одного миллиона пользователей в сутки, должны будут предоставить в Роскомнадзор сведения, позволяющие идентифицировать владельца новостного агрегатора», — говорится в сообщении ведомства.
Компании в целом уже и так готовы к закону «О новостных агрегаторах», который вступил в силу 1 января 2017 года.
«Мы работаем в юрисдикции РФ и соблюдаем все требования законодательства. На данный момент сервис полностью соответствует закону о новостных агрегаторах», — заявил директор по внешним коммуникациям группы компаний Rambler&Co Матвей Алексеев. Посещаемость ресурса не раскрывается.
В «Яндексе» к обновлениям российских законов подготовились еще в конце 2016 года. Открытая статистика свидетельствует, что среднесуточная аудитория сервиса составляет 6 млн пользователей.
«Мы соблюдаем требования закона, вступившего в силу. С Роскомнадзором взаимодействуем в рабочем порядке», — сообщили в пресс-службе Mail.Ru Group. Статистика компании также открыта и демонстрирует, что ежесуточная посещаемость сервиса составляет от 3,5 млн до 5 млн пользователей.
«Сервис «Новости» администрируется компанией Google Inc. Если в головной офис компании поступил запрос, то коллеги предоставят ответ в рамках существующих процедур», — ответили в пресс-службе Google.
Агрегатор «СМИ 2» тоже готов к закону. «Что касается посещаемости, мы действительно попадаем под закон об агрегаторах, так как нас читают существенно больше миллиона уникальных пользователей в сутки», — рассказала «Газете.Ru» генеральный директор сервиса Анна Иванова. Она добавила, что в целом, работа агрегатора сильно не изменится, как и состав партнеров, так как 90% сотрудничающих изданий – зарегистрированы в Роскомнадзоре. «В данный момент те СМИ, у которых не было лицензии, в процессе ее получения, а что касается известных брендовых СМИ, которые не получат лицензию, скорее всего мы будем продолжать с ними работать, но можем ограничить забор контента только теми темами, которые не противоречат законодательству РФ», — поделилась Иванова.
В Microsoft от комментариев отказались.
Закон без блогеров
Закон об особенностях распространения информации новостными интернет-агрегаторами был принят летом 2016 года.
Таковыми, как решили депутаты, являются ресурсы для сбора, обработки и распространения информации с суточной аудиторией более 1 млн человек.
Если на протяжении трех месяцев число пользователей не превышает 1 млн, то по заявлению владельца агрегатор может быть исключен из реестра. Роскомнадзор также может убрать агрегатор из реестра без заявления владельца, если недостаточное количество пользователей посещает ресурс в течение полугода.
В документе также говорится, что владельцы новостных агрегаторов должны проверять достоверность общественно значимой информации до ее распространения и удалять ее по предписанию регулятора.
Согласно новому закону, владелец ресурса несет ответственность за контент новостных изданий, если они не являются официально зарегистрированными СМИ.
За неисполнение требований Роскомнадзора компаниям грозят штрафы. Несмотря на то что участникам рынка удалось добиться снижения минимальной планки за первое нарушение — с 800 тыс. до 600 тыс. руб., штрафы для юридических лиц выглядят впечатляюще. За повторное неисполнение компания может быть оштрафована на сумму от 1,5 млн до 3 млн руб.
Во избежание неправильных трактовок, чего опасались владельцы агрегаторов на стадии разработки законопроекта, Роскомнадзор в конце 2016 года разъяснил на своем сайте некоторые положения федерального закона «О новостных агрегаторах».
Ведомство, в частности, не будет рассматривать социальные сети, блоги, сайты телеканалов и сайты с лентой новостей.
Представители Роскомнадзора отметили, что владельцу агрегатора достаточно хранить сведения об источнике получения информации, а не сами новости.
Госсайты прошли мимо
Сервису «Яндекс.Новости» пришлось оперативно отреагировать и поменять условия сотрудничества со своими партнерами. Базовые требования компании остались без изменений, но были введены юридические дополнения.
В частности, из главных позиций ресурса исчезли порталы издательских домов «Комитет» (TJournal, VC.ru, DTF) и LookAtMedia (The Village, Wonderzine и FurFur), а также онлайн-медиа «Батенька, да вы трансформер» и sports.ru. Коснулось новое требование и зарубежных новостных ресурсов.
Ко всему прочему, из агрегатора в конце декабря 2016 года пропали сайты госорганов, которые не подписали новое соглашение и не прислали копии документов.
«В свете требований закона процедура работы новостных агрегаторов с официальными сайтами остается непрозрачной. Формальные критерии для определения статуса официальных сайтов не всегда соотносятся с реальным положением дел, а новостной агрегатор не сможет самостоятельно достоверно определить их принадлежность и статус», — рассказали тогда «Газете.Ru» в «Яндексе».
В компании напомнили, что у СМИ есть единый реестр, а аналогичного списка для сайтов госорганов в настоящее время нет. «Учитывая все эти неясности, не исключено, что потребуются дополнительные разъяснения или поправки к законам», — отметили в компании.
Как посчитать Google
Если с российскими компаниями все более или менее понятно, то вокруг Google сохраняется интрига. Пока неизвестно, подпадает ли сервис компании под действие нового российского закона.
Еще летом «Ведомости», ссылаясь на статистику TNS (нынешний Mediascope), писали, что Google News в России ежедневно посещают всего лишь 92 тыс. человек.
Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский тогда указал, что ведомство даже не оценивало статистику того или иного сервиса. Свежей информацией в Роскомнадзоре на момент подготовки данного материала не поделились. Ампелонский отметил, что у компаний есть срок до окончания дня (21 февраля).