Президентский отбор
В ответ на письмо от журналистов пресс-пула Белого дома избранный президент США Дональд Трамп пообещал, что после вступления в должность не будет переносить из официальной резиденции место проведения брифингов для прессы.
Это, по всей видимости, стало для репортеров хорошей новостью. Но Трамп не оставил их и без плохой, указав, что теперь попасть в Белый дом смогут не все. «Пресса с ума посходила, так что я сказал: «Давайте не будем переносить». Но некоторые журналисты не смогут туда попасть», — заявил избранный президент в беседе с FoxNews.
По словам Трампа, и так достаточно желающих попасть на брифинги президентской пресс-службы, так что придется оставить только некоторых. Он также выразил уверенность, что журналисты, которых не допустят на президентские пресс-брифинги, сами попросят перенести мероприятия в более просторное помещение, чтобы получить туда доступ.
И без того испорченные отношения между медиа и Трампом ухудшила информация о том, что переходная команда избранного президента рассматривает возможность переноса места проведения брифингов из западного крыла Белого дома в здание Исполнительного офиса президента США, расположенное рядом с резиденцией главы государства.
Журналисты, в свою очередь, расценили подобные идеи как войну со СМИ, которые во время президентской гонки не поддерживали республиканца.
Недовольство вылилось в открытое письмо от лица пресс-пула Белого дома, в котором журналисты раскритиковали позицию будущего главы государства по вопросам взаимодействия с медиа, а также установили правила работы корреспондентов в США. Автором письма выступил главный редактор журнала Columbia Journalism Review Кайл Поуп. Он назвал отношения Трампа с прессой напряженными и заявил, что будущему президенту не удастся помешать журналистам исполнять свой профессиональный долг.
«Недавние сообщения, что ваш пресс-секретарь собирается убрать из Белого дома кабинеты для журналистов, — последнее подтверждение того, что продолжалось всю предвыборную кампанию. Вы запрещаете новостным организациям писать о вас», — говорится в письме.
Поуп не оставил без внимания высказывания Трампа о корреспондентах, в частности оскорбления и угрозы, которые он публикует в своем твиттере.
Журналисты признали, что запрет ряду новостных организаций освещать деятельность Трампа — выбор самого избранного президента, отметив при этом, что именно СМИ решают, как лучше всего донести информацию до аудитории.
«Все это, конечно, ваш выбор и в какой-то степени ваше право. Хоть конституция и защищает свободу прессы, она не диктует, как именно президент должен ее блюсти», — заключил Поуп.
Twitter вместо CNN
Победу Дональда Трампа в президентских выборах в США можно было с полной уверенностью назвать поворотной точкой для медиарынка. Главным инструментом для донесения позиции республиканца с первых же дней президентской гонки стал его микроблог в Twitter.
Трамп умещал в 140 знаков ругательства в адрес мексиканцев, Китая, бизнесменов Кремниевой долины, пока еще действующего президента Барака Обамы и, конечно же, своей главной соперницы Хиллари Клинтон. The New York Times даже опубликовал целый разворот со списком людей и предметов, которые подверглись оскорблениям бизнесмена.
Конфликт нового президента США и медиа демонстрирует, что современным политикам для успеха не нужны поддакивающие телеведущие и авторы, поющие хвалебные оды на страницах печатных изданий.
Каждая ругательная запись республиканца в твиттере по-прежнему разносится десятками тысяч ретвитов по сети и щелкает по носу медиа, застрявшие на уровне агитационных газет. Пока во время подготовки к выборам телеканалы проводили опросы, рисовавшие заоблачные рейтинги Клинтон, Трамп завоевывал избирателей понятным языком: твитами, мемами и вирусными роликами.
Стоит отметить, что на новые медиа и общение с конечным избирателем делал ставку и Барак Обама в обеих своих кампаниях. Но его уроки пошли на пользу не Клинтон, а именно Трампу. Кандидат от демократов совершила критическую ошибку во время предвыборной кампании, заручившись поддержкой большинства главных газет и крупных телеканалов и проигнорировав новые способы донесения информации.
Ставка на традиционные средства, а точнее, просчет стоил штабу Клинтон $237 млн.
Ведущие CNN, NBC и CBS не боялись смеяться над Трампом, The Wall Street Journal, The New York Times, Time и The Washington Post смаковали каждую допущенную республиканцем ошибку.
В стороне не остались и интернет-издания. Vox без стеснения восхвалял любой поступок Клинтон и упрекал Трампа в расизме, сексизме, национализме и прочих формах ксенофобии. «Продвинутый» Huffington Post сопровождал материалы о Трампе редакторской пометкой о лживых заявлениях республиканца, его нетерпимости к мусульманам и проявлениям мизогинии. Впрочем, после оглашения результатов выборов изданию пришлось удалить подобные маркировки и начать отношения с бизнесменом «с чистого листа».
С миллиардером поругался и известный своим вирусным контентом BuzzFeed, который назвал его «вредным для здоровья» во время предвыборной кампании, а в январе 2017 года опубликовал якобы компромат на Трампа. За это издание в рамках пресс-конференции избранного президента получило статус «кучи мусора» с фейковыми новостями.
Кто защитит прессу
Впервые выступая после избрания перед прессой, будущий обитатель Белого дома наиболее ярко продемонстрировал отношение к СМИ, осадив крупнейший американский телеканал CNN, несколько раз отказав корреспонденту в праве задать вопрос. The New York Times отмечает, что этим
Трамп начал «войну со СМИ» и войну «внутри СМИ», разделяя журналистов на лояльных и нелояльных.
На пресс-конференции, ответив на один вопрос телекомпании CNN, Трамп давал слово в основном «своим» журналистам, представляющим лояльные телевизионные станции, включая, например, FoxNews.
С предупреждением в адрес Трампа и его администрации выступил Международный пресс-клуб: «Президенты не должны выбирать, на какие вопросы репортеров им отвечать, исходя из того, какое СМИ они представляют». Заступилась за журналистов и знаменитая голливудская актриса Мэрил Стрип. В своей недавней речи на вручении кинопремии «Золотой глобус» она обратилась с призывом поддержать Комитет по защите журналистов: «Они нужны нам, чтобы идти вперед, а мы нужны им, чтобы стоять на защите правды».