— Какие основные тренды в интернете были в этом году? Как на российском рынке, так и глобальные.
— Самое главное, что можно сказать, в ноябре этого года использование интернета с мобильных устройств официально обогнало десктоп — это данные StatCounter. Mobile first, о котором мы так долго говорили, наступил. Те, кто сейчас делают сайты, игнорируя мобильные платформы, — совсем ретрограды.
Mail.Ru Group еще полгода назад заявила, что является мобильной компанией: у нас основной трафик уже идет из мобайла. Это и радость, и челлендж, потому что много вопросов в связи с этим приходится решать. Если говорить в мировом масштабе про IT, то
тренд 2016 года — это огромное количество проектов вокруг нейросетей и искусственного интеллекта.
В этом году произошел прорыв, и эти технологии стали доступны даже небольшим командам. Например, развлекательные истории: Prisma, наше приложение Artisto.
Первый шаг — это распознавание образов, речи, звуков и так далее. Это кластеризация и систематизация информации, выявление каких-то паттернов. Следующий шаг — воспроизведение, когда искусственный интеллект не только распознает, но и сам коммуницирует с миром человекообразным способом или создает что-то новое.
— Какие еще направления «выстрелили» в этом году?
— Виртуальная реальность. Она, опять же, только начинается. В этом году вышло некоторое количество долгожданных устройств. Пока что это в самом зачатке, недостаточно хорошо технически проработано, например, глаза болят от использования.
В первую очередь VR — это огромный скачок для игровой индустрии. Технология дает большие возможности игровым компаниям.
— А что с VR на рынке маркетинга и рекламы? Ждать ли там?
— Я думаю, да, это следующий этап. Вопрос только когда. Внутри VR должна быть большая аудитория, чтобы туда шли рекламодатели. Возможно, первоначально будут какие-то спецпроекты. Например, у нас был день рождения проекта Hi-Tech Mail.Ru, на котором в VR воссоздали переход по доске между крышами нашей и соседней высотки.
— Видела, довольно страшно. Я бы испугалась!
— Да вообще ужас. Я туда со второй попытки пошла.
Но это не массовые, а скорее специальные акции. На 90% в VR пока что будут игры, оставшиеся 10% — образовательные и творческие проекты, такие как проектирование, моделирование, рисование и архитектурные решения.
— Что еще есть?
— Есть еще тема голосовых интерфейсов, таких как Siri, а сейчас еще появляются отдельные устройства для дома, например Amazon Echo.
Голосовые интерфейсы пользуются успехом у простых пользователей, которые не умеют быстро печатать. Нам, «олдскульщикам», достаточно сложно.
Я вот не могу с голосовым управлением.
— Я себя чувствую довольно нелепо, обращаясь к смартфону «Hey, Siri».
— Да, я тоже. Но при этом наши родители или дети себя нормально чувствуют. Таксисты очень активно «голос» (организация включена Минюстом в список иноагентов) используют. Менее опытные пользователи совершенно нормально воспринимают эту тему и с удовольствием общаются с девайсами. И надо признать, что для человека голос — наиболее естественный способ общения. Понятно, что за этим будущее.
— В мессенджерах все тоже движется к этому?
— Следующий шаг там уже не голос, а скорее видео.
Если говорить про коммуникацию в мессенджерах и социальных сетях, то все идут в сторону видеообщения в реальном времени с применением кучи разных новых технологий, призванных его разнообразить: маски, фильтры, созданные при помощи нейросетей, стикеры, фоны, дополненная реальность и прочее. Потому что просто так скучно, плюс люди стеснительны.
Маски, улучшения внешности и вообще украшения реальности снимают барьеры в общении. Для подростков, кстати, это особенно важно.
— Но это все происходит в «цифре». Так еще больше комплексов могут вылиться в офлайн.
— Вопрос, когда этот офлайн наступит, если 90% общения происходит в онлайне! (Смеется.)
Многие люди красятся, выходя из дома. Это тоже некий обман. Утягивающее белье еще надевают. В виртуальном мире это происходит чуть проще благодаря технологиям.
Это об особенностях человеческой психологии. Люди хотят нравиться и быть лучше, красивее.
— А что с пресловутой уберизацией?
— Это скорее тренд не 2016 года, а последних нескольких лет.
Сейчас даже, наоборот, есть некая усталость и понимание, что не все сферы человеческой деятельности можно легко уберизировать и заработать на этом. После успеха Uber была такая эйфория, появилось огромное количество стартапов, уберизирующих буквально все.
— С чем это связано?
— Либо ниша очень маленькая, либо цена одного взаимодействия с пользователем слишком высока. Ведь уберизация — это улучшение офлайновых процессов при помощи онлайна, но совсем от офлайновой части уйти невозможно, и она обычно самая сложная и затратная. Из спорных примеров я бы назвала доставку из супермаркетов. Это сложная тема в экономическом плане.
Есть узкие ниши — такие, как, например, маникюр. Возможно, они слишком специализированы, чтобы приносить большой доход. А может, и нет.
Стартапы открываются и закрываются. Много крутых идей, но не все могут превратиться в бизнес.
— Если перейти от темы глобальных трендов к Mail.Ru Group, то какое направление стало наиболее важным для компании в 2016 году?
— Именно в 2016 году? Для нас в любом случае самые важные продукты — это социальные сети, почта, игры и мессенджеры.
Современные соцсети и мессенджеры становятся не просто сервисами, но полноценными платформами, стараются закрыть собой много разных потребностей человека. В этом направлении работают и «ВКонтакте», и «Одноклассники».
Пожалуй, еще один тренд 2016 года для Mail.Ru Group — мы начали покупать. Мы долго ходили вокруг да около и в итоге совершили три хорошие покупки — три инвестиции в направления цифровой экономики, приносящие деньги. Это Pixonic (игры), Delivery Club (доставка готовых блюд из ресторанов) и 50% GeekBrains (онлайн-образование, обучение программированию).
— А что с почтой? Не будет ли она в связи с этим засильем соцсетей и мессенджеров отмирать и превращаться исключительно в инструмент приема-отправки дежурных писем?
— Почту журналисты «хоронили» при первом появлении мессенджеров, затем ее пытались «хоронить» при возникновении соцсетей, потом — при втором пришествии мессенджеров. А она живее всех живых и развивается.
Почта действительно перестала быть способом живого быстрого общения, но прочно заняла свое место в истории личных дел человека.
Именно она становится единым аккаунтом для всей жизни личности в цифровом мире, на нее регистрируются все профили в соцсетях, интернет-магазинах, приходят заказы, счета, уведомления от банков, государственных учреждений и так далее.
Вторая ниша — рабочая переписка. Там почта была и остается основным инструментом. Как ни смешно, но открытый протокол, позволяющий писать письма с любого ящика на любой ящик, делает почту уникальным продуктом. В мессенджерах, чтобы общаться, нужен аккаунт. Кто-то сидит в ICQ, кто-то — в Telegram, кто-то — в Slack, кто-то — в Skype, это неудобно. Почта же — универсальный инструмент, можно поставить в копию людей из разных компаний и не волноваться о «совместимости».
Все это подтверждается и статистически — у нас аудитория почты только растет, а поток писем увеличивается с каждым годом.
— Задам свой традиционный вопрос. Чем российский пользователь отличается от западного? Mail.Ru Group легко об этом говорить, так как есть проект my.com, ориентированный на пользователей за рубежом.
— Практически ничем, такие же люди. (Смеется.)
Мне кажется,
российский пользователь более требовательный. На Западе пользователи всегда очень благодарны за все, что ты для них делаешь бесплатно.
— Привыкли за все платить…
— Да, поэтому когда предоставляешь им бесплатный сервис, они понимают, что это круто. Российские всегда будут чем-то недовольны: мало бесплатного места дал или не успел запрограммировать какую-нибудь сложную фичу, которая кому-то одному оказалась очень нужной. Но мы все равно их нежно любим и понимаем. Ведь сами такие же!
— А чего нашим пользователям не хватает с точки зрения цифровой грамотности?
— Да всего хватает… Бывают, конечно, разные истории, но в целом — «на мировом уровне». На Западе люди тоже и на фишинг попадаются, и мошенникам свои данные отдают. Можно сказать, что у нас очень хорошая аудитория и вполне грамотная.