«Журналисты не раз хоронили почту»

Mobile first, VR, мессенджеры стали трендами 2016 года 

Мария Лацинская
Remagic.studio/Facebook.com
В 2016 году мобильные устройства победили экран компьютера, а уберизация успела приесться пользователям и компаниям. «Газета.Ru» поговорила с вице-президентом Mail.Ru Group, руководителем бизнес-подразделения «Почта и портал» Анной Артамоновой о голосовых ассистентах, победе соцсетей над почтой и дополненной реальности.

— Какие основные тренды в интернете были в этом году? Как на российском рынке, так и глобальные.

— Самое главное, что можно сказать, в ноябре этого года использование интернета с мобильных устройств официально обогнало десктоп — это данные StatCounter. Mobile first, о котором мы так долго говорили, наступил. Те, кто сейчас делают сайты, игнорируя мобильные платформы, — совсем ретрограды.

Mail.Ru Group еще полгода назад заявила, что является мобильной компанией: у нас основной трафик уже идет из мобайла. Это и радость, и челлендж, потому что много вопросов в связи с этим приходится решать. Если говорить в мировом масштабе про IT, то

тренд 2016 года — это огромное количество проектов вокруг нейросетей и искусственного интеллекта.

В этом году произошел прорыв, и эти технологии стали доступны даже небольшим командам. Например, развлекательные истории: Prisma, наше приложение Artisto.

Первый шаг — это распознавание образов, речи, звуков и так далее. Это кластеризация и систематизация информации, выявление каких-то паттернов. Следующий шаг — воспроизведение, когда искусственный интеллект не только распознает, но и сам коммуницирует с миром человекообразным способом или создает что-то новое.

— Какие еще направления «выстрелили» в этом году?

— Виртуальная реальность. Она, опять же, только начинается. В этом году вышло некоторое количество долгожданных устройств. Пока что это в самом зачатке, недостаточно хорошо технически проработано, например, глаза болят от использования.

В первую очередь VR — это огромный скачок для игровой индустрии. Технология дает большие возможности игровым компаниям.

— А что с VR на рынке маркетинга и рекламы? Ждать ли там?

— Я думаю, да, это следующий этап. Вопрос только когда. Внутри VR должна быть большая аудитория, чтобы туда шли рекламодатели. Возможно, первоначально будут какие-то спецпроекты. Например, у нас был день рождения проекта Hi-Tech Mail.Ru, на котором в VR воссоздали переход по доске между крышами нашей и соседней высотки.

— Видела, довольно страшно. Я бы испугалась!

— Да вообще ужас. Я туда со второй попытки пошла.

Но это не массовые, а скорее специальные акции. На 90% в VR пока что будут игры, оставшиеся 10% — образовательные и творческие проекты, такие как проектирование, моделирование, рисование и архитектурные решения.

— Что еще есть?

— Есть еще тема голосовых интерфейсов, таких как Siri, а сейчас еще появляются отдельные устройства для дома, например Amazon Echo.

Голосовые интерфейсы пользуются успехом у простых пользователей, которые не умеют быстро печатать. Нам, «олдскульщикам», достаточно сложно.

Я вот не могу с голосовым управлением.

— Я себя чувствую довольно нелепо, обращаясь к смартфону «Hey, Siri».

— Да, я тоже. Но при этом наши родители или дети себя нормально чувствуют. Таксисты очень активно «голос» (организация включена Минюстом в список иноагентов) используют. Менее опытные пользователи совершенно нормально воспринимают эту тему и с удовольствием общаются с девайсами. И надо признать, что для человека голос — наиболее естественный способ общения. Понятно, что за этим будущее.

— В мессенджерах все тоже движется к этому?

— Следующий шаг там уже не голос, а скорее видео.

Если говорить про коммуникацию в мессенджерах и социальных сетях, то все идут в сторону видеообщения в реальном времени с применением кучи разных новых технологий, призванных его разнообразить: маски, фильтры, созданные при помощи нейросетей, стикеры, фоны, дополненная реальность и прочее. Потому что просто так скучно, плюс люди стеснительны.

Маски, улучшения внешности и вообще украшения реальности снимают барьеры в общении. Для подростков, кстати, это особенно важно.

— Но это все происходит в «цифре». Так еще больше комплексов могут вылиться в офлайн.

— Вопрос, когда этот офлайн наступит, если 90% общения происходит в онлайне! (Смеется.)

Многие люди красятся, выходя из дома. Это тоже некий обман. Утягивающее белье еще надевают. В виртуальном мире это происходит чуть проще благодаря технологиям.

Это об особенностях человеческой психологии. Люди хотят нравиться и быть лучше, красивее.

— А что с пресловутой уберизацией?

— Это скорее тренд не 2016 года, а последних нескольких лет.

Сейчас даже, наоборот, есть некая усталость и понимание, что не все сферы человеческой деятельности можно легко уберизировать и заработать на этом. После успеха Uber была такая эйфория, появилось огромное количество стартапов, уберизирующих буквально все.

— С чем это связано?

— Либо ниша очень маленькая, либо цена одного взаимодействия с пользователем слишком высока. Ведь уберизация — это улучшение офлайновых процессов при помощи онлайна, но совсем от офлайновой части уйти невозможно, и она обычно самая сложная и затратная. Из спорных примеров я бы назвала доставку из супермаркетов. Это сложная тема в экономическом плане.

Есть узкие ниши — такие, как, например, маникюр. Возможно, они слишком специализированы, чтобы приносить большой доход. А может, и нет.

Стартапы открываются и закрываются. Много крутых идей, но не все могут превратиться в бизнес.

— Если перейти от темы глобальных трендов к Mail.Ru Group, то какое направление стало наиболее важным для компании в 2016 году?

— Именно в 2016 году? Для нас в любом случае самые важные продукты — это социальные сети, почта, игры и мессенджеры.

Современные соцсети и мессенджеры становятся не просто сервисами, но полноценными платформами, стараются закрыть собой много разных потребностей человека. В этом направлении работают и «ВКонтакте», и «Одноклассники».

Пожалуй, еще один тренд 2016 года для Mail.Ru Group — мы начали покупать. Мы долго ходили вокруг да около и в итоге совершили три хорошие покупки — три инвестиции в направления цифровой экономики, приносящие деньги. Это Pixonic (игры), Delivery Club (доставка готовых блюд из ресторанов) и 50% GeekBrains (онлайн-образование, обучение программированию).

— А что с почтой? Не будет ли она в связи с этим засильем соцсетей и мессенджеров отмирать и превращаться исключительно в инструмент приема-отправки дежурных писем?


— Почту журналисты «хоронили» при первом появлении мессенджеров, затем ее пытались «хоронить» при возникновении соцсетей, потом — при втором пришествии мессенджеров. А она живее всех живых и развивается.

Почта действительно перестала быть способом живого быстрого общения, но прочно заняла свое место в истории личных дел человека.

Именно она становится единым аккаунтом для всей жизни личности в цифровом мире, на нее регистрируются все профили в соцсетях, интернет-магазинах, приходят заказы, счета, уведомления от банков, государственных учреждений и так далее.

Вторая ниша — рабочая переписка. Там почта была и остается основным инструментом. Как ни смешно, но открытый протокол, позволяющий писать письма с любого ящика на любой ящик, делает почту уникальным продуктом. В мессенджерах, чтобы общаться, нужен аккаунт. Кто-то сидит в ICQ, кто-то — в Telegram, кто-то — в Slack, кто-то — в Skype, это неудобно. Почта же — универсальный инструмент, можно поставить в копию людей из разных компаний и не волноваться о «совместимости».

Все это подтверждается и статистически — у нас аудитория почты только растет, а поток писем увеличивается с каждым годом.

— Задам свой традиционный вопрос. Чем российский пользователь отличается от западного? Mail.Ru Group легко об этом говорить, так как есть проект my.com, ориентированный на пользователей за рубежом.

— Практически ничем, такие же люди. (Смеется.)

Мне кажется,

российский пользователь более требовательный. На Западе пользователи всегда очень благодарны за все, что ты для них делаешь бесплатно.

— Привыкли за все платить…

— Да, поэтому когда предоставляешь им бесплатный сервис, они понимают, что это круто. Российские всегда будут чем-то недовольны: мало бесплатного места дал или не успел запрограммировать какую-нибудь сложную фичу, которая кому-то одному оказалась очень нужной. Но мы все равно их нежно любим и понимаем. Ведь сами такие же!

— А чего нашим пользователям не хватает с точки зрения цифровой грамотности?

— Да всего хватает… Бывают, конечно, разные истории, но в целом — «на мировом уровне». На Западе люди тоже и на фишинг попадаются, и мошенникам свои данные отдают. Можно сказать, что у нас очень хорошая аудитория и вполне грамотная.