Оксфордский словарь назвал словом года «постправда», а человеком 2016 года, без сомнений, стал избранный президент США Дональд Трамп. Вокруг этих двух событий создатель Telegram-канала «Интернет-аналитика» Алексей Никушин и построил свое выступление в рамках первой встречи с читателями, которая состоялась в московском офисе Google.
«Сам смысл постправды и заключается в том, что у нас сейчас нет ничего такого, что было бы истиной в первой инстанции», — отмечает аналитик.
В этой связи Никушин вспомнил блог-платформы Medium и Telegraph от мессенджера Telegram: «Они позволяют создавать хорошие и красивые статьи, которые удобно читать». Но, по его словам, для читателя нет разницы, кто пишет эти статьи — отдельно взятый человек, журналист или целое СМИ. «Мы никогда не сможем понять, правда это или вымысел», — отмечает он.
Еще одним важным трендом стали большие данные (Big Data). Так, из десяти самых популярных курсов проекта Coursera, который объединил 17 млн пользователей, семь связаны с изучением этого явления.
«Люди ближайшего будущего — это некие уникальные бизнес-единицы, которые могут вычленять смысл из больших объемов данных и применять его для построения стратегии маркетинга и продаж»,
— считает Никушин, добавляя, что обработка Big Data происходит на всех фронтах и в промышленных масштабах.
К искажающим действительность можно отнести и Prisma. Именно она стала приложением года как по версии Google Play, так и AppStore. Никушин указывает, что из-за успеха Prisma появилась целая плеяда сервисов (Vinci, Asrtisto), которые также обрабатывают видео и изображения с помощью нейронных сетей.
Кроме того, в конкурсе по созданию чат-ботов для Telegram, который организовал Павел Дуров, в номинации «Фоторедактор» победил бот Icon8. Он позволяет обработать любое изображение при помощи нейронных сетей.
В свою очередь, и сами мессенджеры, и чат-боты тоже стали трендом 2016 года. Никушин указал, что количество людей, которые общаются через подобные сервисы, еще в марте превзошло число пользователей социальных сетей.
Дофаминовый взрыв
Отойдя от подведения итогов года, популярность продуктов через поведение самих пользователей решил объяснить сооснователь Flocktory.com и icon8 Дмитрий Мацкевич. Понимание поведения людей, как считает спикер, может помочь разработчикам совершенствовать свои продукты.
При создании того или иного сервиса, как указывает Мацкевич, необходимо учитывать, что люди не умеют предсказывать будущее и не могут понять, насколько им действительно нужен предмет или сервис. Еще одна сложность вызвана искажениями восприятия, которые практически невозможно игнорировать.
Эксперт объяснил этот феномен через выработку гормонов и популярность различного контента. События с высокой степенью изменчивости и слабой предсказуемости влияют на выработку дофамина, отвечающего за удовлетворение и мотивацию.
Этот гормон притягивает наше внимание к новостным лентам, политическим событиям, спорту и стартапам. Все это Мацкевич окрестил разными видами «порно» для мозга.
Еще одни особенности человеческого поведения, на которых могут сыграть разработчики, — быстрые решения и суждения. Мозг, как объясняет Мацкевич, ленив и пытается оптимизировать большую часть своих процессов. Это позволяет людям достаточно оперативно «повесить ярлык» просто на основе своего опыта или гормонов. Спикер не обошел стороной и инстинкт размножения — в качестве примера удачного продукта сооснователь Flocktory привел приложение для знакомства Tinder.
Если офлайн-мир предполагает большие траты, чтобы заинтересовать потенциального партнера, а сайты знакомств требуют от пользователя усилий для того, чтобы увлечь собеседника, то в Tinder все проходит гораздо проще.
Приложение, по словам Мацкевич, убрало предварительные инвестиции. Еще одним плюсом приложения является его схожесть с рулеткой — пользователь никогда не знает, будет ли match (взаимная симпатия). Все это вызывает выработку дофамина.
«Tinder повышает человеку чувство собственного достоинства. Ты думаешь, что тебя никто не любит. Заходишь в приложение, видишь match, думаешь, что все не так плохо»,
— поясняет Мацкевич.
Плохие новости для журналистов
Тему медийных трендов 2016 года поднял медиаконсультант Александр Амзин, издавший в 2013 году пособие «Новостная интернет-журналистика».
Из технологических особенностей эксперт выделил персонализацию медиапространства, связанную с популярностью мессенджеров и социальных сетей, и упрощение структуры потребления контента на сайтах СМИ. На это повлиял и рост мобильного потребления, которое в некоторых случаях достигает 70%.
Однако в целом выступление Амзина было посвящено скорее барьерам и негативным тенденциям, происходящим в медиасегменте.
Начал он с политических явлений, которые повлияли как на жизнь в России в целом, так и на медиасреду в частности.
Политические риски, к которым, например, относится предупреждение от Роскомнадзора, заставляют издателей уходить в развлекательный и нишевой контент. Этот тренд, по мнению Амзина, сохранится в ближайшие два года.
СМИ также коснется закон о новостных агрегаторах, который вступит в силу в 2017 году. Документ требует от сервисов работы исключительно с проверенными источниками информации, к которым юридически относятся лишь те издания, у которых есть регистрация в Роскомнадзоре.
Размывается и понятие интересной информации, поскольку государственные каналы взяли на себя роль основных поставщиков новостей. «Конкурентная среда между новостями становится перекошенной в сторону государственных агентств», — предупреждает Амзин.
Из-за этого работать над новостями становится все сложнее, так как СМИ вынуждены отрабатывать или государственную повестку, или просто проигрывать в борьбе за аудиторию и, следовательно, доходы.
Медиасреда продолжает страдать и от экономической ситуации России. За последние два года рынок рекламы усох в два раза в реальных валютных ценах, а кризис заставил частных собственников выбирать только окупаемые схемы. «Создание нового медиа становится все менее бесперспективной затеей. Они и раньше тяжело окупались, а сейчас и подавно», — подытожил Амзин.