Весной 2015 года видеосервис YouTube объявил о запуске панорамного видео с обзором в 360 градусов. В сентябре того же года инициативу подхватила и социальная сеть Facebook, впервые показав трейлер фильма «Звездные войны: Пробуждение силы» в новом формате.
Интернет заполонили видео, снятые в формате 360 градусов, — концерты, экскурсии в музеи, экстремальные развлечения и даже церковные службы.
<3>
Журналисты и музыканты
Многие музыканты подхватили тренд и снимают свои клипы с круговым обзором, например R'n'B-исполнительница Рианна, популярные диджеи Avicii и Robin Schulz, а также отечественные звезды Нюша и группа MBAND, которые участвовали в новой рекламной кампании Coca-Cola «Попробуй... Почувствуй».
Клип в формате 360 градусов собрал на YouTube больше просмотров, чем аналогичный ролик с привычным изображением.
Агентство Associated Press (AP) в течение года проводило эксперимент по использованию VR и панорам в журналисткой сфере. Видео с круговым обзором становится мощным инструментом в руках репортера, ведущего трансляцию с места событий. Проект доступен на сайте агентства, также ролики загружаются на YouTube- и Facebook-страницы AP.
Руководитель отдела интерактивных новостей агентства Пол Чен заявил: несмотря на то что технология новая и требует определенных финансовых затрат (со стороны как оператора, так и зрителей), всегда можно найти низкобюджетный вариант, подключив стартаперов.
Кроме того, он отметил, что не все события подходят для освещения в формате 360 градусов. В качестве примера Чен выделил фэшн-шоу, где все внимание устремлено на подиум и моделей, так что в данном случае никто не захочет крутить головой по сторонам.
Тем не менее панорамные видео годятся для срочного репортажа: например, с мест происшествий, когда зрителю хочется рассмотреть все детали вокруг эпицентра события.
В середине ноября 2016 года компания CBS News запустила мобильное приложение, которое будет поддерживать репортажи в формате кругового обзора. Таким образом теле- и радиокомпания планирует привлечь более молодую и современную аудиторию, увеличить охват и продолжить свое развитие с использованием новейших технологий.
В этом же направлении работают издания The New York Times и ABC News.
Новый формат взяли на вооружение рекламщики и маркетологи.
По словам представителя платформы для VR-рекламы Immersv VR Кристин Ли, проморолики с элементами виртуальной реальности превосходят обычную рекламу по популярности. Такие видео досматривают до конца с вероятностью в 80% против 1% у традиционных роликов.
Китайские стартапы борются с ценой
Панорамные камеры, способные снимать видео с обзором в 360 градусов, пока еще не появились в каждом доме: отпугивает цена. Свои гаджеты уже имеют Nokia, Samsung, LG, Nikon и многие другие вендоры, но стоимость приборов стартует от $400 и стремится к заоблачным цифрам.
Однако есть компании, которые пытаются сделать аппаратуру для панорамных видео доступной для массового пользователя. Так, стартаперы из Китая запустили сбор средств на проект Insta360 Air, съемную видеокамеру для смартфонов на базе Android.
Insta360 Air будет снимать фото в разрешении 3K, а видео — 2K. Стоимость такой камеры составит $99 по предзаказу или $119 после окончания краудфандинговой кампании.
<4>
Если перспективные стартапы полностью не оккупируют нишу недорогих панорамных моделей для повседневного пользования, есть вероятность, что и известные бренды создадут свои низкобюджетные камеры для съемки с круговым обзором.
Аналитики из Juniper Research подсчитали, что доходы с продаж устройств виртуальной реальности — очков, шлемов и камер — достигнут $5 млрд в этом году. К 2021 году прибыль от реализации подобных устройств вырастет в 10 раз и составит $50 млрд.
Смартфоны, картонки и шлемы
Смотреть ролики с 360 градусами обзора можно не только с экрана монитора в продвинутом браузере. Для большего погружения в панорамное видео вполне подойдет любой современный смартфон — все iPhone, начиная с четвертой модели, и большое количество гаджетов на платформе Android с операционной системой выше версии 4.1.
Чтобы насладиться эффектом погружения в виртуальную реальность, пользователю понадобится и кардборд — очки виртуальной реальности, которые представляют собой обычную картонную коробку с перегородкой внутри и двумя линзами.
Цена в интернет-магазинах на них начинается от 300 руб. и заканчивается 1000 руб. в зависимости от качества используемого материала.
С помощью смартфона, помещенного внутрь кардборда, можно приступать к просмотру панорамного видео — для этого можно включить соответствующее видео на YouTube или скачать специальные мобильные приложения, в которых уже есть несколько доступных роликов для освоения виртуальной реальности. Например, Google Cardboard, Dive City Rollercoaster, Titans of Space, InMind VR и многие другие.
«Осмотреться» во все 360 градусов в еще лучшем качестве можно и в более продвинутых шлемах виртуальной реальности, таких как Playstation VR, Oculus Rift или Samsung Gear VR.