Facebook делает китайцам цензуру

Facebook разрабатывает программное обеспечение локальной цензуры в Китае

Отдел «Технологии»
Shutterstock
Компания Facebook разрабатывает специальное программное обеспечение (ПО), которое призвано помочь ей вернуться на рынок Китая. Марк Цукерберг готов пойти на компромисс с местными властями, чтобы получить миллиард китайских пользователей.

Глава Facebook Марк Цукерберг активно развивает связи с лидерами Китая, в том числе с председателем КНР Си Цзиньпином. Несколько раз американский бизнесмен ездил в страну, чтобы лично познакомиться с представителями главных интернет-компаний Поднебесной. Цукерберг даже пытается выучить пекинский диалект.

В это же время внутри самой Facebook ведется куда более хитрая и продуманная политика, чтобы прорваться на рынок Китая, сообщает New York Times.

Под горячую руку

В 2009 году доступ к Facebook и Twitter был заблокирован на всей территории КНР из-за массовых беспорядков в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, чтобы пресечь любые призывы к насилию через социальные сети. Запрет действует до сих пор и распространяется на большую часть сервисов Google, YouTube и некоторые другие популярные сайты.

Согласно информации, полученной от трех бывших и нынешних сотрудников компании,

Facebook разрабатывает программное обеспечение, которое будет скрывать определенные публикации в ленте в зависимости от географического положения.

Работники компании предпочли остаться неизвестными, так как данные об этом инструменте строго конфиденциальны. Софт был задуман специально для того, чтобы помочь Facebook вернуться в Китай. Сам Цукерберг активно поддержал инициативу.

Facebook и ранее ограничивал распространение определенного контента в других странах, например в Пакистане, России и Турции. Это обычная практика среди американских интернет-компаний, которые идут навстречу требованиям правительства страны блокировать некоторые публикации.

С июля по декабрь 2015 года было заблокировано около 55 тыс. единиц контента на территории 20 стран мира. Но появление вышеупомянутого ПО поможет пойти дальше и предотвращать появление определенных постов в лентах именно китайских пользователей.

Делегирование полномочий

Facebook не планирует самостоятельно блокировать публикации. Вместо этого он передаст софт третьей стороне. Вероятнее всего, ей станет партнерская китайская компания, которая займется мониторингом популярных историй. По словам анонимных сотрудников Facebook, такой партнер получит полный контроль над тем, какие публикации будут появляться в ленте китайских пользователей, а какие нет.

Инсайдеры подчеркнули, что ПО — только один из множества вариантов, направленных на то, чтобы попасть на рынок Китая. И как многие инициативы внутри Facebook, она может никогда и не стать реальностью. Инженеры компании сообщают, что на данный момент нет никаких доказательств того, что руководство Facebook предлагало этот софт китайским властям.

Но проект наглядно показывает масштаб того компромисса, на который согласен Facebook, чтобы «сделать мир более открытым и доступным» и заодно заполучить 1,4 млрд китайских пользователей.

Блокирующее ПО стало предметом спора внутри компании, которая до сих пор не может решить, что можно, а что нельзя показывать пользователям, особенно на фоне сообщений о массовых фейковых новостях в социальных сетях во время президентских выборов в США. Анонимные источники заявили, что несколько сотрудников, работающих над проектом, покинули компанию из-за подобных сомнений.

Чужие неудачи

Непростую ситуацию Facebook усугубляет тот факт, что многие американские компании столкнулись с серьезными трудностями по внедрению на китайский рынок. Уже несколько лет подряд Google и Twitter остаются заблокированными из-за отказа подчиниться властям страны и ввести цензуру. В 2010 году Google сообщил о том, что вынужденно перенаправляет поисковые запросы с Китая на свой сайт в Гонконге, чтобы обезопасить пользователей от блокировок контента и хакерских атак.

Другие компании, как, например, социальная сеть для установления деловых контактов LinkedIn, подчинились властям и ввели некоторые ограничения на своей платформе специально для китайцев.

В августе один из крупнейших такси-гигантов Uber также проиграл затяжную битву в попытке войти на рынок Китая и продал свой местный бизнес конкуренту — компании Didi Chuxing.

Точно неизвестно, когда начались работы по созданию блокирующего ПО, но они достигли своего пика в прошлом году, когда несколько инженеров были сняты с других проектов Facebook, для того чтобы сфокусироваться на «китайском» софте. Проект возглавил Вон Смит, вице-президент Facebook по мобильным партнерствам и корпоративному развитию. Который, как и Цукерберг, немного говорит на мандаринском.

Этим летом на фоне нескольких увольнений сотрудники компании подняли вопрос о новом проекте и планах по его развитию на еженедельной сессии вопросов и ответов.

Цукерберг, который присутствовал на собрании, подтвердил, что планирует сотрудничать с Китаем, но эти планы пока только зарождаются.

«Facebook должен быть частью этого диалога, даже если мы пока не можем сказать все, что хотим», — заявил глава соцсети.