ФАС возбудила дело в отношении ООО «Эппл Рус», Apple Holding B.V., Apple Sales Ireland, Apple Operations International и Apple Inc.
Ведомство полагает, что компании «диктуют» основным реселлерам, какие цены на новые модели iPhone необходимо устанавливать.
Дело возбуждено по ч. 5 ст. 11 закона «О защите конкуренции». Согласно закону, физические лица, коммерческие и некоммерческие организации не могут координировать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов в том случае, если подобные действия приводят к установлению или поддержанию цен.
Согласно сообщению ФАС, iPhone 6s и iPhone 6s Plus, которые появились на российском рынке в октябре 2015 года, имели одинаковые ценники у шестнадцати реселлеров — МТС, «М.Видео», «Билайн», «Эльдорадо», «Евросеть», OZON, Re:Store, «Связной», «Мегафон», «Юлмарт», Media Markt, «Ситилинк», «Холодильник.ру», DNS, «ИОН» («Ноу-Хау») и «Техносила».
Как показало расследование Федеральной антимонопольной службы, на протяжении определенного времени цены на новый смартфон держались на одном и том же уровне во всех шестнадцати магазинах. Кроме того, подобные совпадения были зафиксированы и во время продажи других моделей iPhone.
«Совпадения», как считает ФАС, могут быть связаны с тем, что Apple координирует ценообразование среди российских реселлеров, то есть устанавливает «рекомендованные» цены в качестве обязательных.
Официальные представители МТС, «Билайна» и «Мегафона» предпочли не комментировать возбуждение дела, в «Евросети», по заверениям президента Александра Малиса, цены «точно ни с кем не координировались».
В «М.Видео», Re:Store, «Холодильник.ру» отказались от комментариев, DNS, «Ситилинк», «Юлмарт» и «Техносила» не смогли оперативно ответить на запросы «Газеты.Ru».
В «Эльдорадо», OZON и Media Markt «Газете.Ru» подтвердили, что получали ряд запросов ФАС касательно продукции Apple и своевременно предоставили запрашиваемые данные.
По словам директора по связям с общественностью «Эльдорадо» Ирины Цеплинской, «цены на iPhone 6s не являются секретом» и компания формирует свои цены в зависимости от рыночной конъюнктуры.
В OZON и Media Markt, как и в «Эльдорадо», рассказали о том, что ценообразование происходит под влиянием нескольких факторов, в том числе компании принимают во внимание рыночные цены на аналогичные товары, ведут работу с поставщиками по улучшению закупочных цен и учитывают собственный интерес. Представители «Связного» также перечислили несколько аналогичных факторов и не стали комментировать ситуацию с ФАС и Apple.
В Apple «Газете.Ru» получить оперативный комментарий не удалось.
В конце июля замглавы ФАС Андрей Цариковский заявлял, что ведомство находилось на стадии возбуждения дела в отношении Apple, поскольку ФАC «не нравилась ситуация» с американской корпорацией.
«Несколько лет назад уже было похожее дело, но здесь уже, в первую очередь, мы видим координирующую роль, к сожалению, уважаемого «яблока». Куда бы вы ни пошли, если хотите купить iPhone, цены везде одинаковые. Мы считаем это неправильным», — отмечал Цариковский.
В феврале предварительный анализ ФАС показал, что цены на конкретные модели у разных ритейлеров во время начала продаж либо были идентичными, либо отличались в среднем на 9 руб. Кроме того, различные акции, сопровождающиеся снижением цен, были синхронными и краткосрочными.