Apple и россияне думают по-разному
Потребительское поведение россиян кардинально расходится с планами Apple. Корпорация явно взяла курс на то, чтобы пересадить покупателей на планшеты, оснастив их в нагрузку необходимыми аксессуарами: клавиатурой Smart Keyboard и стилусом Apple Pencil. Вместе с тем аналитики сходятся во мнении, что линейку MacBook Air ждет безвременный уход: в 2017 году компания представит «воздушный» ноутбук в последний раз, после чего сосредоточится на выпуске более мобильных вариантов — планшетов.
При этом, по данным аналитической компании IDC, с макбуками Apple смогла войти в пятерку лидеров по поставкам ноутбуков в Россию по итогам первого квартала 2016 года. При этом, как отмечают аналитики, несмотря на сокращение рынка ноутбуков на 21%, падение замедляется, особенно по сравнению с показателями за аналогичный период 2015 года, когда падение составило почти 49%.
Рынок планшетов в России ведет себя менее оптимистично: по данным аналитиков J'son & Partners Consulting, в России за первый квартал 2016 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее продажи планшетных ПК упали на 37%, в то время как по миру этот показатель сократился на 15%.
В аналитической компании отмечают, что падение продаж планшетов объясняется жесткой конкуренцией с фаблетами — смартфонами с большой диагональю. Вопреки большому желанию Apple, потребители готовы скорее заменить планшет большим смартфоном, нежели ноутбук — большим планшетом.
Согласно последнему квартальному отчету Apple, продажи планшетов продолжают падать, причем снижение продаж наблюдается со второго квартала 2013 года. Тем не менее мировые продажи планшетных ПК компании выше, чем продажи Macbook: за первый квартал 2016 года Apple продала 10,3 млн iPad и 4 млн Mac (для сравнения, в аналогичном периоде 2015 года продано 12,6 млн iPad и 4,6 млн Mac).
При этом Apple традиционно не раскрывает своих показателей по европейским странам, в том числе и по России. В монобрендовой сети C-store (дочерний бизнес «Связного», продающий устройства Apple) «Газете.Ru» не смогли предоставить данные по продажам Mac и iPad.
Неофициальные реселлеры же соглашаются с тем, что российские покупатели, к примеру, предпочитают iPad Air 2, нежели iPad Pro (как 12-дюймовой, так и 9-дюймовой версии).
Лидером среди макбуков определенно является версия Pro, а продажи последней модели ноутбука, который так и называется — MacBook, пока не настолько высоки, как Air и Pro.
Почему Apple не нужен Air
Помимо многочисленных экспертов, которые склонны рассуждать о «смерти» модели MacBook, слухи о прекращении работы над новыми Air пришли от источников из Китая.
В 2008 году выход MacBook Air ознаменовал новую эру тонких ноутбуков, которые одновременно могут сочетать компактность и приемлемую для повседневной работы мощность. На тот момент подобных устройств на рынке не существовало, так как модель обладала процессором Intel Core 2 Duo и видеокартой Intel GMA X3100, что по тем меркам было более чем достаточно.
В 2011 году Intel вместе с Apple разработала концепцию ультрабуков. Данный класс устройств отличается от нетбуков тем, что обладает большими вычислительными мощностями, обладая тонким и легким корпусом. Проще говоря, это премиальное решение для повседневного использования.
С этого момента все производители пытались сделать свой MacBook Air, заимствуя у него все, начиная от внешнего вида и заканчивая сенсорным тачпадом.
Вместе с Air компания модернизировала и другие ноутбуки: линейка Pro, которая существует с 2006 года, видоизменялась шесть раз, в то время как Air пережил всего один рестайлинг.
К тому же в 2013 году модели Pro получили Retina-дисплей с высокой четкостью картинки. Air же в 2010 году удовольствовался лишь матрицей TN+Film, с которой выпускается до сих пор.
Современный дисплей Air сильно уступает не только Pro, но и другим актуальным ультрабукам.
Кроме того, каждое новое поколение Air, начиная с 2013 года, практически ничем не отличается от предыдущего. Apple в этих устройствах лишь ставит новый процессор с видеоадаптером и «колдует» с SSD. Все это привело к тому, что последняя «модернизированная» модель, вышедшая в 2015 году, работает по факту с такой же скоростью, как и ее предшественники.
Эксперты отмечают, что в погоне за обновлениями iPhone, главного двигателя продаж Apple, другие устройства практически не обновляются.
Примечательно также то, что в самой объемной части MacBook Air толще, чем MacBook Pro Retina, который не должен быть компактным по определению — некогда уникальная «воздушность» устройства давно перенята другими моделями как самой Apple, так и других производителей.
Еще одним «гвоздем» в крышку гроба MacBook Air стал выход MacBook с 12-дюймовым дисплеем. После его релиза Apple перестала позиционировать Air как самый тонкий и легкий ноутбук — его место занял обычный MacBook. Ноутбук имеет рекордно компактные размеры и вес, при этом оснащен Retina-дисплеем. Но процессор Intel Core M является как и плюсом MacBook, так и его ахиллесовой пятой. Из-за отсутствия активного охлаждения он не способен справляться с высокой нагрузкой, а по скорости порой недотягивает до «старичка» Air.
Многие аналитики, анализируя поведение Apple, соглашаются, что позиции Air подпирают планшеты. Если рассматривать Air как простую «рабочую лошадку», которая применяется для написания писем и серфинга сети, то его запросто можно заменить на iPad.
Планшет никогда не заменит ПК, но если рассматривать его как устройство для выполнения простых задач, то такая замена имеет право на жизнь.
Цена вопроса
Немаловажным пунктом в этом вопросе может стать цена замены, особенно в тех странах, где техника Apple — достаточно дорогое удовольствие, например в России.
В настоящее время MacBook Air является самым «дешевым» решением среди ноутбуков Apple. На российском официальном сайте компании минимальная комплектация 11-дюймовой версии стоит почти 70 тыс. руб., 13-дюймовой — 78 тысяч.
При этом цены на последние версии MacBook и MacBook Pro давно перевалили отметку в 100 тыс. руб.
iPad Pro с дисплеем 12,9 дюйма (версия с 32 Гб), согласно данным интернет-магазина Apple, обойдется в 72 тысячи, версия с SIM-картой (128 Гб) — 95 тысяч. При этом для превращения планшета в аналог ноутбука необходима клавиатура Smart Keyboard, которую можно приобрести за 13,3 тыс. руб.