Секрет успеха покемона

Как создаются вирусные приложения на примере «Pokemon GO»

«Газета.Ru»
«Pokemon GO» менее чем за неделю проникла буквально повсюду. Об игре говорят все: начиная от обычных фанатов старых-добрых «Покемонов» и заканчивая пресс-секретарем президента. «Газета.Ru» решила разобраться, как такие приложения распространяются подобно вирусу и может ли бум популярности долго держаться на плаву.

В России и странах СНГ покемоны известны только как персонажи мультсериала, который выходил по мотивом игр «Pokemon Red» и «Pokemon Blue» для приставки Game Boy. В Японии и США покемоны стали популярны еще до выхода мультфильма, так как Game Boy имела там большее распространение. Новая «Pokemon GO» является адаптацией игр 1996 года.

Если говорить в общем, то игры по вселенной Pokemon представляли собой RPG, в которой главный герой путешествовал и коллекционировал существ для участия в боях. «Pokemon GO» в точности повторяет канон игры, за тем лишь исключением, что игрок является главным героем и путешествует по реальному миру.

Выход игры стал долгожданным событием для фанатов и освещался профильными изданиями по нескольким причинам. Во-первых, игра была многообещающей, так как взывала к воспоминаниям игроков и обещала подарить новый опыт ловли покемонов. Во-вторых, от Nintendo давно ждали выхода на мобильные платформы, и первая ласточка «Miitomo» не имела большой популярности.

Игра оправдала ожидания фанатов, и они начали массово делиться своими достижениями в соцсетях, привлекая еще больше игроков в стан коллекционеров.

На следующий же день после релиза акции Nintendo поднялись на 9%, а спустя пять дней акции подорожали на 63,7% и до сих продолжают расти.

На фоне того, что на протяжении последних нескольких лет акции Nintendo только падали и не совершали таких скачков, ситуацией заинтересовались не только игровые, но и бизнес-издания. Как итог, уже такие сайты, как Bloomberg и New York Times, стали публиковать материалы с советами о том, как играть в «Pokemon GO».

Из-за высокой популярности игра каждый день порождает все новые и новые инфоповоды. Одним из самых громких курьезов стало то, что преступники штата Миссури начали использовать игру в корыстных целях и смогли совершить 11 вооруженных ограблений подростков от 16 до 18 лет. Также СМИ не обходят стороной и курьезные случаи, вроде того что мужчина ловил покемона во время родов жены. С ростом внимания прессы игра постоянно привлекает все новых игроков, и это с учетом того, что доступна она далеко не везде.

Получается замкнутый круг: пользователи попадают в необычные ситуации во время игры, об этом пишут все без исключения издания, тем самым привлекая новых игроков, что влечет к появлению новых курьезов, связанных с игрой, о которых впоследствии напишут СМИ.

Для того чтобы попасть в топ бесплатных приложений App Store, игре понадобилось 4,5 часа, а в рейтинге кассовых приложений она обошла «Clash of Clans» и «Candy Crash». Сейчас игра опережает по популярности «Tinder» и обгоняет по поисковым запросам порно. «Pokemon GO» была скачана 7,5 млн раз в Play Market и установлена на 5% смартфонов в США. При этом около половины пользователей заходят в «Pokemon GO» каждый день.

Важный фактор, которым обусловлена популярность «Pokemon GO», — коммуникация с другими игроками. Новоявленные коллекционеры покемонов собираются в группы, и все вместе ходят в поисках заветных зверьков. Таким образом, множество людей, зачастую не самых коммуникабельных, находят новых друзей и проводят тематические встречи. Проще говоря, игра вытащила людей из дома. Особенно примечательно, что «покестопы», на которых можно пополнить ресурсы, находятся на местах достопримечательностей, что тоже полезно для изучения города.

Все эти слагаемые позволяют назвать «Pokemon GO» одним из самых важных событий в мобильной игровой индустрии.

Однако, что касается игровой механики, чего-то революционного в игре нет. В данном случае любовь фанатов к покемонам наложилась на концепцию давно известной мобильной игры «Ingress» того же разработчика Niantic.

В прошлой игре Nintendo главенствующую роль имели дополненная реальность и перемещение игрока по реальной карте. К слову, расположение «покестопов» полностью совпадает с порталами в «Ingress», что говорит о том, что разработчики просто скопировали базу достопримечательностей из уже готовой игры с небольшими изменениями.

Точек здесь гораздо меньше, чем в «Ingress», а новых так и не было добавлено. Из-за того что Niantic перестала в какой-то момент принимать заявки на добавление новых точек на карту, в малонаселенных пунктах для коллекционеров покемонов может и вовсе не оказаться заветных мест.

Сильное упрощение игрового процесса «Pokemon GO» по сравнению с «Ingress» также положительно сказалось на ее виральности. Начать собирать покемонов может абсолютно любой, не боясь сложностей, присущих «Ingress».

Пиар-директор брендингового агентства Depot WPF Екатерина Лаврова в разговоре с «Газетой.Ru» предположила, что игра приобрела бешеную популярность, поскольку процесс игры — «непрерывный генератор вирусного контента» и вместе с этим заставляет игроков оторваться от дивана и выйти погулять.

«Ну как не поделиться скриншотом, в котором ваша собака лает на покемона? К этим факторам стоит прибавить культовость темы покемонов, соревновательный элемент, элемент интриги (приложение еще не запущено в большинстве стран, и обойти все препятствия и установить-таки игру — притягательный челлендж)», — добавила специалист.

Для получения настоящего «вируса» должно сойтись множество факторов, для которых может быть заранее подготовлена почва, но большая часть слагаемых фактора все равно остается непредсказуемой. Предсказать, что станет виральным, а что нет, невероятно сложно.

«Вирусный контент получается, когда в нужное время в нужном месте оказывается сильная история. Что-то, чем среднестатистическому человеку захочется поделиться, к чему захочется быть причастным».

Вирусный контент не первый год является одним из главных трендов в коммуникациях. «Если раньше компании тратили, к примеру, 20% бюджета или даже меньше на создание контента и 80% (или больше) — на его медиаразмещение, то сейчас наступает эпоха, когда до 100% усилий — это вложения в сам контент», — комментирует Лаврова.

Что касается «Pokemon GO», то сложно предсказать, как долго будет расти популярность игры. С учетом того, что она только планирует запуск в Европе, Японии, России и других странах, ожидаются новые волны. Аналитики Bloomberg, в свою очередь, уверены, что «Pokemon GO» будет самой обсуждаемой темой сети еще как минимум четыре месяца.

Однако сооснователь Socialbakers Джен Резаб склонен полагать, что популярность «Pokemon GO» продлится недолго. По его мнению, игра не сможет вечно оставаться вирусной и быть на устах миллионов человек. Хотя он уверен, что релиз «Pokemon GO» поможет Nintendo завладеть умами новых фанатов покемонов и позволит заработать еще больше денег на продаже тематических игрушек и аксессуаров.