Без паники, мы все живем в симуляторе

Почему Илон Маск считает, что человечество живет в компьютерной игре

Анастасия Евтушенко
Village Roadshow Films Limited
Вероятность того, что мы все существуем в компьютерном симуляторе, существует и тревожит как философов, так и специалистов из мира современных технологий. На то, что человечество сегодня не более чем компьютерный алгоритм, надеется Илон Маск. В чем суть так называемого алгоритма симулятора и почему эта теория имеет право на существование — в материале «Газеты.Ru».

В ходе конференции Code Conference Илону Маску, популярному миллиардеру и основателю Tesla Motors и SpaceX, задали необычный вопрос: один из зрителей поинтересовался, верит ли он в «нереальность» существующего мира. Оказалось, что Маск достаточно осведомлен о теории об «алгоритме симулятора», он отметил, что такое вполне может происходить, хотя и оговорился, что вероятность существования современной жизни в рамках симуляции лишь один к миллиарду.

Подобные рассуждения могут быть близки фанатам «Матрицы»: главные герои фильма пребывают в коматозном состоянии, все действия разворачиваются в системе, а каждая деталь контролируется программами.

Хороший сюжет для киноленты, но уж слишком оторванный от современной реальности, для сторонников «алгоритма симулятора» считается не таким уж и невыполнимым.

Умные потомки создадут историю

Теория об «алгоритме моделирования» была сформулирована в 2003 году профессором Йельского университета Ником Бостромом. Работы Бострома касаются вопросов философии науки, теории вероятностей, а также этических и стратегических последствий перспективных технологий (включая искусственный интеллект, нанотехнологию и генную инженерию).

В своей работе, которая легла в основу теории, исследователь предположил, что человек рано или поздно вступит в эру постчеловечества, а мощности вычислительных систем станут настолько велики, что будут способны создать максимально детализированный симулятор жизни, неотличимый от реального мира.

В этом случае Бостром описал три сценария развития:

— человечество исчезнет, не успев достигнуть постчеловеческой стадии;
— постчеловеческая цивилизация не захочет запускать модели, имитирующие прошлое (наше настоящее);
— современный человек живет в компьютерной симуляции.

В третьем случае люди могут даже не подозревать, что не существуют в реальности и являются компьютерной программой. Илон Маск связывает свои надежды с данным сценарием по одной причине: он верит, что человечество не перестанет развивать технологическую составляющую. О том, что пока все развивается в таком ключе, свидетельствуют достижения в области искусственного интеллекта.

Аргументы, безусловно, более чем спорные, их всего три, что абсолютно несоразмерно с числом вероятных вариантов развития событий, но тем не менее они имеют право на существование.

Бостром также упоминает в своих работах еще одного «эпатажного» футуриста — Рэя Курцвейла, любителя предсказывать с точностью до года, какие именно технологии станут прорывными. Кроме прочего, Курцвейл любит обсуждать вопрос, когда человечество сможет достичь бессмертия, и довольно популярен среди любителей технологических предсказаний.

Как и в случае с Курцвейлом, идеи Бострома имеют широкий отклик среди околонаучной аудитории: на просторах интернета можно встретить несколько сайтов, создатели которых кропотливо собирают все статьи и доклады об «алгоритме симулятора» и порождают жаркие споры о компьютерной игре, героями которой являются современные люди.

Противники теории

Профессор философии и психологии Нью-Йоркского университета Нед Блок, напротив, считает, что нет никаких оснований полагать, что человечество якобы является заложником высокотехнологичной игрушки.

Специалист уверен, что главный человеческий «козырь» — сознание сымитировать просто невозможно, и неважно, какими мощностями обладает «создатель».

В пример он приводит симуляцию дождя: какой бы реалистичной она ни была, сделать капли мокрыми невозможно. К надеждам на дальнейшее развитие квантовых компьютеров Блок также относится скептично.

«Конечно, квантовые компьютеры смогут выполнять вычисления быстрее и эффективнее, чем традиционные машины. Но они останутся компьютерами. До сих пор они могли воспроизводить человека по описанию, вычислять, какие действия совершает тот или иной человек в разных обстоятельствах. Но они по-прежнему будут ограничены механизмом моделирования», — уверен Блок.

Как Sims

В качестве наиболее близкой модели, как ни странно, часто упоминается популярная игра Sims, которая живет уже не первый десяток лет.

По мнению сторонников теории Бострома, игра будущего с нами в главной роли должна выглядеть именно так, с поправкой на более качественную графику и геймплей.

Более глубокая тема, связывающая будущее и прошлое с помощью технологий, затрагивается в игре «Принцип Талоса» от хорватских разработчиков. По сюжету человечество, находящееся на грани вымирания из-за эпидемии чумы, в попытке спасти частицы истории и культуры создает симулятор мира с самообучающимися компьютерами.

По мере их развития спустя десятилетия после исчезновения человечества появляются компьютерные потомки. Изучая древние произведения и авторские блоги, философию Шопенгауэра и старые электронные письма, машины еще раз повторяют историю.

В случае с теорией Бострома, как отмечает колумнист The New Yorker, постчеловек, как и герой хорватской игры, может столкнуться с вполне трагичным фактом: наблюдение за повторением истории без возможности изменить уже известный сценарий может вызвать много этических вопросов.

Из более свежих вариантов идеально подходит готовящаяся к выпуску No Man's Sky — космический симулятор от первого лица с основным упором на изучение космического пространства и планет.

По словам разработчиков, карта игры будет настолько масштабной, что игрок вряд ли встретится с другими.

Кроме того, возможности игры для обычного человека практически неисчерпаемы — в No Man's Sky находится более 18 квинтиллионов планет (18 446 744 073 709 551 616), все они генерируются в момент их обнаружения и не повторяют друг друга.

На планетах можно будет обнаружить живые организмы, дать им имена, которые затем будут внесены в общую для всех игроков энциклопедию. Проще говоря, обычная «игрушка» даст шанс побыть в роли создателя.