Иностранцы недосчитались российских телезрителей

Госдума одобрила запрет на исследование российской телеаудитории иностранными компаниями

Мария Лацинская, Анастасия Евтушенко
Shutterstock
Госдума приняла закон о запрете иностранным компаниям измерять российскую аудиторию, который также называют «законом против TNS». Крупнейший измеритель TNS Russia, работавший на рынке с 1990-х годов, может быть заменен недавно зарегистрированной «ВЦИОМ Медиа». Как поправки к законам «О СМИ» и «О рекламе» отразятся на рынке телерекламы — в материале «Газеты.Ru».

Документ, внесенный в Госдуму в начале июня депутатом от ЛДПР Андреем Луговым, дополняет закон «О СМИ» главой «Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)», а также вводит понятие телеизмерений. Автор законопроекта полагает, что данные о числе телезрителей способны оказывать влияние на формирование общественного мнения.

Норма законодательства предусматривает, что компаниям, работающим в области телеметрии, необходимо иметь соответствующую лицензию Роскомнадзора, получить которую могут лишь те компании, в которых доля иностранцев в уставном капитале не превышает 20%. Такие меры обусловлены «в целях обеспечения прозрачности и достоверности данных».

К 1 января 2017 года Роскомнадзору предстоит подготовить критерии для отбора компаний и их количество, которым в итоге разрешат работать в России. Кроме того, ведомство наделят правом лишать организации аккредитации на проведение измерений.

В первую очередь новое законодательство скажется на компании TNS, входящей в группу Kantar британского коммуникационного холдинга WPP и считающейся лидером телеизмерений в России.

«В своей работе в каждой стране мы руководствуемся нормами локального законодательства. В ближайшее время мы оценим, как в дальнейшем построить работу компании в рамках принятого закона», — прокомментировал инициативу Госдумы CEO Kantar Эрик Салама.


В целом новое положение закона «О СМИ» стало продолжением документа, ограничивающего долю участия иностранцев в российских медиа. Норма вступила в силу 1 января 2016 года. Заняться реструктуризацией компаний пришлось таким холдингам, как Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Conde Nast и CTC Media. Со многими компаниями еще в 2015 году Роскомнадзор проводил консультации со СМИ для понимания обновленного правового поля. Будут ли подобные меры применяться относительно TNS, не сообщается.

Один из собеседников «Газеты.Ru» на рынке выразил уверенность, что компания придумает способы для продолжения деятельности в России, так же как это сделали иностранные владельцы журналов и телеканалов.

Стоит отметить, что в настоящее время на российском рынке отечественного конкурента у TNS в исследовании телеаудитории нет. Так, в распоряжении TNS в 5,4 тыс. домохозяйств в 77 городах имеются пиплметры — специальные устройства, которые подсоединяются к телевизору. Они фиксируют, что и когда смотрели в семье по телевизору.

Незадолго до принятия законопроекта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) зарегистрировал компанию «ВЦИОМ Медиа» для подсчета телевизионной аудитории.

Председатель правления фонда Константин Абрамов сообщил, что перед организацией стоит задача стать лидером исследовательского рынка в России.

Гендиректором «ВЦИОМ Медиа» стал Алексей Малинин, работавший в 2010–2012 годах в Минкомсвязи. В 2013–2014 годах он был советником гендиректора «Газпром-медиа» Михаила Лесина и по апрель 2015 года входил в совет директоров «НТВ Плюс».

В компании не смогли оперативно предоставить комментарий «Газете.Ru».

Представитель компании Vi (занимается размещением рекламы на телевидении) Антон Чаркин от комментариев по поводу инициативы депутатов воздержался, но отметил, что позитивным моментом принятия закона стали его сроки вступления в силу.

Первоначально предполагалось, что зарубежные компании не смогут вести измерения российской телеаудитории уже с 1 января 2017 года. Поправки устанавливают в качестве срока вступления документа в силу 1 сентября 2017 года.

Попытка создать альтернативу измерителю TNS предпринималась и ранее. В 2014 году учрежденное Первым каналом, ВГТРК и «Газпром-медиа» некоммерческое партнерство «Индустриальный комитет по телеизмерениям» (ИКТ) пыталось провести тендер по выбору измерителя телевизионной аудитории в 2017–2026 годах, но безуспешно.

Заявки на тендер поступили от восьми компаний: помимо TNS Russia измерением российской телеаудитории интересовались крупнейшие на мировом уровне компании GfK и Nielsen, французская Ipsos и болгарский GARB.

Из российских измерителей были получены заявки от ВЦИОМ, холдинга «Ромир» и «Автоматические радиоэлектронные системы». После нескольких переносов сроков объявления победителя тендер был отменен.

Необходимость в новом, более точном измерителе возникла из-за несогласия некоторых каналов с методологией компании. TNS проводит подсчеты только по городам с населением от 100 тыс. человек. Представители отрасли отмечали, что подобная методика не учитывает около 30% аудитории.

Закон также поддержали ВГТРК, Первый канал, «СТС Медиа» и «Национальная Медиа Группа» (Первый канал, «5 канал», РЕН-ТВ).