Возможность удалить из поисковой выдачи ссылки с неактуальной или недостоверной информацией о себе появилась у россиян 1 января 2016 года. Принимая закон, депутаты ссылались на европейский опыт, где аналогичная юридическая норма действует с весны 2014 года. Поисковые системы, работающие в России, сразу же отметили вероятность судебной нагрузки, а правозащитники и активисты посчитали, что «право на забвение» будут использовать лишь «нечистые на руку».
В апреле крупнейшие поисковики в России «Яндекс» и Google отчитались о запросах с требованием удалить ссылки. За первые месяцы действия закона российская компания получила более 3,6 тыс. обращений от 1348 человек. Из них «Яндекс» удовлетворил 27%, по 73% ответили отказом, в том числе по 9% — частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения).
Статистика Google оказалась похожей. Российские пользователи потребовали удалить из результатов 6863 страницы. В компанию обратились 1585 человек. Google отказала по 73,2% запросов, а 26,8% обращений удовлетворила. Mail.Ru Group, «Спутник» и Bing отчетов не предоставили.
В разговоре с «Газетой.Ru» директор по коммуникациям госпоисковика «Спутник» Дмитрий Чистов рассказал, что в компании получили несколько сотен запросов, из которых 9/10 были удовлетворены. По его словам, в основном обращались из-за недостоверной информации или публикации персональных данных.
При этом Чистов отметил, что были и интересные истории, в том числе с украинским конфликтом. Но, сославшись на закон, представитель «Спутника» не стал раскрывать детали запросов.
Документ устанавливает, что интернет-компании не могут публиковать информацию ни о заявителях, ни о скрытых в выдаче ссылках.
В компаниях, которые оказывают услуги по управлению репутацией в интернете, «Газете.Ru» рассказали, что основными клиентами агентств, которых интересует «право на забвение», являются предприниматели. «В большинстве случаев персоны хотят удалить весьма стандартные темы ложного негатива про себя — компромат, последствия черного пиара и прочие подобные сведения», — рассказал заместитель генерального директора Sidorin Lab Никита Прохоров.
Бизнесмены, националисты, тролли
Первые запросы поисковики начали получать буквально сразу же после вступления закона в силу. Не пришлось долго ждать и судебных исков в связи с отказом об удалении ссылок. Так, в начале февраля СМИ сообщили, что в Левобережный суд Липецка обратился некий Колупаев П.О., предъявивший претензии к «Яндексу», Google и «Рамблер интернет холдинг» (входит в Rambler&Co).
Согласно материалам суда, в иске против Google Колупаеву было отказано 25 мая. Одно из дел против «Яндекса» было прекращено 28 апреля в связи с неявкой истца. По второму Колупаев отказался от иска, аналогично он поступил и с «Рамблером».
СМИ в феврале связали обратившегося гражданина с бывшим сотрудником УФСКН России по Липецкой области Павлом Колупаевым, который в 2012 году был признан виновным в разглашении государственной тайны и получил два года условно.
«Газете.Ru» удалось обнаружить, что «Яндекс» ограничил выдачу результатов по запросам «Павел Колупаев» и «Павел Колупаев ФСКН». Согласно информации, отображающейся под поисковой строкой, «часть результатов поиска скрыта в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №264-ФЗ». То есть в связи с «правом на забвение».
Именно благодаря этой подсказке поисковика сотрудники РБК случайно обнаружили, что Сергей Михайлов, более известный как Михась, воспользовался новым законом. «Яндекс» почистил выдачу по таким запросам, как «Сергей Михайлов Михась Солнцево», «Сергей Михайлов Михась», «Сергей Михайлов Солнцево».
«Этот закон неэффективен, поскольку из интернета невозможно ничего удалить. Наоборот, видно, что каждый очередной иск только провоцирует все более широкое распространение информации, которую заявители хотели бы «вычистить». Эффект Стрейзанд в полный рост»,
— отмечает правовой аналитик Международной правозащитной группы «Агора» (признана в РФ нежелательной организацией) Дамир Гайнутдинов.
Google в отличие от «Яндекса» может скорее запутать, выдавая отметку «некоторые результаты могли быть удалены в соответствии с местным законодательство» при попытке осуществить любой «именной» поиск.
Тем не менее информационно-аналитический центр «Сова» (организация включена Минюстом в список иноагентов) в марте сообщил, что получил уведомление от Google в связи с изъятием из выдачи некоторых страниц с материалами организации. Правозащитники тогда рассказали, что сведения касались неонацистов.
Узнать о тех, кто решил «забыться», удается и благодаря громким судебным процессам, как в случае с петербургским миллиардером Евгением Пригожиным. Владелец «Конкорда» подал иски против «Яндекс» и Google из-за ссылок на публикации о связанных с ним компаниях, получивших госконтракты на обслуживание объектов Минобороны, о «Фабрике троллей» в Ольгино и другие.
Стереть публикации
На руку может быть ошибочное понимание документа и связанные с ним обращения «не по адресу». Благодаря таким промахам со стороны заявителей «Газета.Ru» обнаружила, что из поисковиков удаляется информация об экс-главе Социнвестбанка Дмитрии Неверове. Результаты «Яндекса» и Google разнятся — в первом случае появляется предупреждение о сокрытии некоторых ссылок. Среди них отсутствует публикация на статью «Коммерсанта», которая при этом осталась на месте в зарубежном поисковике. В материале от 2013 года рассказывалось, что Неверову было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Следствие не нашло доказательств его вины ни по одному эпизоду, в итоге Неверов был оправдан.
Также выдачу «Яндексу» пришлось почистить из-за Теймураза (Тимофея) Кургина. Он обвинялся в убийстве депутата Госдумы Сергея Скорочкина. Присяжные тогда приняли решение, что он не совершал этого преступления. Сейчас Кургин является соучредителем «Академии бокса» и президентом Национальной ассоциации лесопромышленников.
Кроме того, поисковик «очищен» от ссылок на публикации (в том числе в «Газете.Ru»), в которых упоминается Исмагил Шангареев — бывший глава ныне закрытого ваххабитского медресе «Аль-Фуркан» в Бугуруслане, которое связывали со студентами, воевавшими на стороне боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба. Шангареев уехал в Дубай, где открыл собственное агентство недвижимости. Это почти единственное, что можно найти сейчас в «Яндексе» о Шангарееве. А вот запросы «Исмагил Шангареев» и «Исмагил Шангареев ваххабизм» выводятся с плашкой о «скрытых результатах поиска».
«Удаляя какую-то страницу из поисковой выдачи, заявители почему-то не думают о той информации, которая находится на той же странице. Таким образом, один субъект права нарушает права других субъектов на распространение информации»,
— считает руководитель проекта «РосКомСвобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Артем Козлюк.
С начала года в адрес Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) поступают обращения граждан. Многие пользователи, желающие удалить информацию о себе из поисковой выдачи, просто не знают, как корректно воспользоваться законом, в связи с чем получают отказы от поисковиков. Для помощи в понимании «права на забвение» организация создала «горячую линию» для приема жалоб.
Согласно данным РОЦИТа, 18% проблем связаны со сложностями заполнения электронной заявки, 30% — с пониманием информации, доступной к удалению, 10% — с поиском адреса поисковика/ссылки на электронную заявку, 34% — с отказом поисковика в удалении. 26% составили «прочие вопросы».