Расизм! Сексизм! Трамп!

Трамп, Клинтон и Сандерс нападают друг на друга в соцсетях

Анастасия Евтушенко
AP
Нынешняя президентская гонка в США примечательна не только эпатажными кандидатами, но и мощными кампаниями в социальных сетях. Как Дональду Трампу удается зарабатывать ретвиты оскорблениями и сколько тратит команда Хиллари Клинтон на травлю соперников — в материале «Газеты.Ru».

Лидерами американской президентской гонки по присутствию в соцсетях являются три кандидата — Хиллари Клинтон, Дональд Трамп и Берни Сандерс. За каждым из них стоит огромная команда людей — круглые сутки они отслеживают упоминания политиков в Twitter, генерируют оригинальные посты в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и постят смешные картинки с соперниками в Snapchat.

Шутки и кибертравля

Самой большой аудиторией в соцсетях владеет Трамп: в общей сложности в Facebook, Twitter и Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) на него подписаны более 14 млн человек. Но главным оружием миллиардера, безусловно, является его личный Twitter. Выбрав платформу, которая создана для максимального взаимодействия с аудиторией, он усиленно публикует твиты обо всех событиях и кандидатах.

С начала президентской кампании Трамп собрал в общей сложности 3,5 млн ретвитов, миллион из которых — его нападки и оскорбления.

Результаты оценки общих тем твитов Трампа по версии The Washington Post выглядят следующим образом: 11% твитов — оскорбления и нападки на своих противников, СМИ, республиканцев, женщин и мусульман. Остальная часть в основном посвящена личной похвале, ретвитам с похвалой от других людей, саморекламе и угрозам в адрес тех, кто лично обидел кандидата.

Республиканец взял на вооружение главную фишку Twitter: сообщения быстро теряют актуальность, поэтому, чтобы оставаться в центре внимания, необходимо реагировать на события в режиме реального времени. Он исправно пишет в свой твиттер каждый день как минимум 10 раз, в особо удачные будни количество его записей иногда достигает отметки в 50–60 твитов.

К примеру, во время одного из выступлений президента США Барака Обамы Трамп четыре раза повторил один и тот же твит:

Для закрепления результата на следующий день он еще несколько раз поднял тему прошедшего выступления президента.

Он не стесняется оскорблять своих противников — Хиллари Клинтон давно получила от Трампа прозвище «горбатая», а Тед Круз, выбывший из президентской гонки, по умолчанию был назван «лгунишкой».

Подобные твиты набирают в сотни и даже тысячи раз больше ретвитов и лайков, нежели дежурные сообщения о выступлениях на телевидении.

Хиллари Клинтон ведет борьбу по двум фронтам: с одной стороны — активно наполняющиеся страницы в Facebook и Twitter, с другой же — действует группа поддержки, готовая добраться практически до любого пользователя интернета, который посмел сказать в адрес Хиллари что-то неприятное.

На самых популярных платформах,таких как, например, Reddit, можно найти «инструкции по поддержке» демократа с подробным описанием самых удачных хештегов, «правильных» соцсетей и даже содержания твитов.

К примеру, достаточно популярный сабреддит на форуме о поддержке Хиллари Клинтон выглядит следующим образом:

сторонники кандидата планируют время публикации своих твитов, оценивают их будущий охват и советуют использовать хештеги #ImWithHer («Я с ней») и #ShesWithUs («Она с нами») с обязательным пояснением, почему читатели должны проникнуться к Хиллари симпатией.

При этом задача команды Хиллари состоит не только в распространении «позитивных» новостей. Они стремятся объяснить противникам (на Reddit в основном выделяют Берни Сандерса), что любой негатив является «дезинформацией». Не брезгуют сторонники и массовыми жалобами для последующей блокировки аккаунтов соперников.

Как и Трамп, Клинтон также предпочитает выстраивать кампанию в соцсетях посредством нападений на своего главного соперника: каждый второй пост в Facebook (а иногда и каждый первый) посвящен открытому призыву «не дать Трампу выиграть».

Ради этого команда Хиллари каждые несколько часов генерирует фотографии с броскими фразами в духе «Расизм! Сексизм!» и упоминанием Трампа, а также целые видеоролики, в которых собраны все промашки соперника во время предвыборной кампании.

Посты появляются с завидной регулярностью и обязательно содержат упоминание Трампа с активной гиперссылкой, ведь в таком случае возрастает вероятность того, что он получит индивидуальное уведомление о его очередном унижении.

Сторонники Клинтон периодически изобретают максимально изощренные методы: в конце апреля мессенджер Snapchat взорвался от фотографий Трампа, на которые были наложены самые нелепые эмодзи, фильтры и маски.

Очевидная глупость, достойная, казалось бы, скорее ученика средних классов, мгновенно разнеслась по Twitter.

В итоге сеть микроблогов заполонили тучи сообщений о «гениальности» Клинтон, всеобщее признание (пусть и мимолетное) и мгновенная реакция в виде тысяч твитов, ретвитов и лайков.

Чтобы успешно вести кампанию в соцсетях, не нужно ее вести

Пожалуй, самым удивительным кандидатом, который смог развернуть масштабную кампанию в соцсетях, является Берни Сандерс. Относительно неизвестный 74-летний сенатор от штата Вермонт в какой-то момент начал активно привлекать толпы молодых людей к своей кандидатуре.

Несмотря на то что Сандерс значительно отстает от своих главных соперников по подписчикам в Instagram, Facebook и Twitter (5,7 млн Сандерса против 14,1 млн Трампа и 9,3 млн Клинтон), он обладает самой отзывчивой и вовлеченной аудиторией.

К примеру, одна из самых успешных фотографий Сандерса в Instagram набрала более 70 тыс. лайков, что по сравнению с аккаунтами соперников считается выдающимся результатом.

Скотт Гудстейн, возглавляющий команду по продвижению сенатора в соцсетях, считает, что секретом успеха Сандерса является совсем не контент, который наполняет его аккаунты. Специалист в области политического продвижения уверен, что интернет — лишь дополнение к успешной стратегии кандидата.

В феврале сенатор Сандерс был объявлен фаворитом среди молодых избирателей-демократов. По данным портала Fast Company, Сандерс обогнал Клинтон среди избирателей в возрасте от 17 до 29 лет на 70 процентных пунктов. Для сравнения, в 2008 году Барак Обама отвоевал эту возрастную группу с перевесом в 43 процентных пункта.

Кроме того, все три кандидата используют звездную поддержку: в Instagram на Трампа подписаны модель Карли Клосс, испанский футболист Икер Касильяс, боксер Мэнни Пакьяо и рэпер Young Jeezy. Клинтон поддерживают певицы Кэти Перри и Майли Сайрус, комик Эллен Дедженерес, актриса Хлоя Моретц, певец Рики Мартин и модель Лили Олдридж. Сенатор Сандерс также не обделен звездными последователями — среди его подписчиков есть певица Кэти Перри, актрисы Тройэн Беллисарио и юная Роуэн Бланчард, фотограф Пол Никлен и актер Марк Руффало.

Такая мощная поддержка со стороны представителей шоу-бизнеса также очень влияет на молодых избирателей и может стать ключевым фактором.

Денежный вопрос

Согласно подсчетам The Washington Post, среди кандидатов, которые смогли привлечь наибольшие суммы на свои кампании, лидирует Хиллари Клинтон — бывшая госсекретарь смогла собрать $263,9 млн. За ней следует Берни Сандерс — $188,6 млн.

Дональд Трамп в отличие от своих соперников выбрал другую стратегию: потратив на конец марта всего $49,7 млн, он предпочел проводить рекламные акции и поддерживать интернет-активность бесплатно. По словам самого Трампа, он не нуждается в крупных вливаниях в медиаресурсы и СМИ, для того чтобы оставаться на плаву.

При этом кандидаты с удовольствием финансово поддерживают команды активных союзников.

К примеру, политическое объединение, выступающее в поддержку Клинтон, потратило около $1 млн на то, чтобы противостоять нападкам анонимных пользователей в Twitter, Facebook, Reddit и Instagram.

«Просветители» выискивают в соцсетях грубых пользователей и заваливают их электронный ящик письмами, в которых пытаются переубедить ярых противников бывшего госсекретаря.