У истоков создания Twitter стояла незамысловатая идея Джека Дорси: создатель сети, объединяющей людей по всему миру, еще десять лет назад думал лишь о площадке для небольшой группы людей, которые бы смогли мгновенно выходить на связь, обмениваясь парой-тройкой фраз. Такие короткие посты носили первоначальное название «статусы».
Однако идея обмена чем-то вроде SMS-сообщений между несколькими людьми возникла у Дорси еще в начале нулевых. Впоследствии об этом сам основатель написал на своей странице в Flickr. По его словам, после того как 31 мая 2000 года он зарегистрировался на LiveJournal («Живой журнал»), ему пришла мысль сделать подобный, но более живой сервис. Тогда же Дорси придумал сырое название для сервиса — Stat.us.
Дорси хранил свои замыслы в тайне в течение шести лет, прорабатывая детали работы будущей площадки. Пока в 2006 году он не попал в команду Odeo и окончательно не реализовал столь долго вынашиваемый план вместе с Бизом Стоуном и Эваном Уильямсом. 21 марта 2006 года Джек Дорси (@jack) написал первое сообщение в Twitter.
Кстати, пресловутое ограничение символов (140 на одно сообщение) было взято также не с потолка. Дорси делал свой сервис с оглядкой на популярные SMS-сообщения, в которых также существовал лимит знаков. Насчет целесообразности подобной концепции, которой создатели Twitter ни разу не изменили за все десять лет, до сих пор ведутся споры. Для одних это ограничивающий фактор, другие же считают, что лимит позволяет четче формулировать мысль и не засорять ленту «длиннопостами».
В 2007 году также произошло не менее знаковое событие для всех любителей социальных площадок. Тогда в Twitter впервые появился #хештег, позволявший группировать и находить посты по схожей тематике.
Через два года после запуска Дорси сложил с себя обязанности главы Twitter и передал их Эвану Уильямсу. Сам же он стал председателем совета директоров. Параллельно с этим Дорси работал и над другими собственными проектами, например сервисом мобильных платежей Square. Он же, кстати, первым предложил способы монетизации Twitter, для которой он изначально и не предназначался.
Постепенно сервис набирал популярность в мире, выходя и за пределы Соединенных Штатов. В 2009 году в Twitter появляется первый пользователь с миллионом подписчиков — им стал американский актер Эштон Кутчер. Через год для Twitter произошло еще одно важное событие, вызвавшее рост популярности сервиса. В январе 2010 года астронавт Тимоти Джон Кример отправил первый твит из космоса.
«Русифицируется» Twitter официально в 2011 году, когда в языках интерфейса площадки появился русский. Тогда же был запущен аккаунт @TwitterRussia, на который ныне подписано более 2 млн человек.
Следующие годы существования соцсети ознаменовывались массовым приходом знаменитостей и политиков, а также ростом числа сообщений и ретвитов. К собственному юбилею Twitter выпустил интерактивную инфографику, на которой отображены самые популярные твиты с 2011 года и то, как они распространялись.
На сегодняшний день в Twitter насчитывается около 320 млн пользователей, а в сутки, согласно информации самой соцсети, публикуется примерно 500 млн твитов. Самым популярным пользователем в мире остается Кэти Перри — за обновлениями ее странички следят более 84 млн человек.
В России пальма первенства принадлежит премьер-министру Дмитрию Медведеву, на его страницу подписаны 4,74 млн пользователей. За ним следуют Иван Ургант (4,68 млн подписчиков) и Павел Воля (4,13 млн). Самым популярным российским спортсменом в соцсети является Мария Шарапова. За ее страницей следят 2,03 млн подписчиков.
Самым продуктивным годом для Twitter, пожалуй, стал 2015-й.
Именно в прошлом году на пост исполнительного директора заступил Джек Дорси, а соцсеть запустила массу нововведений, по большей части успешных.
В марте 2015 года Twitter приобрела за $100 млн набиравший популярность стартап Periscope, позволяющий в реальном времени вести, смотреть и комментировать трансляции пользователей из любой точки мира. В России стриминговая площадка стала известна преимущественно благодаря знаменитостям, для которых Periscope оказался способом быть ближе к поклонникам. Вокруг «Перископа» впоследствии образовалась и своя база фанатов, которые ищут самые неординарные трансляции и делятся снимками и ссылками в соцсетях.
В июне прошлого года о своем уходе с поста генерального директора объявил Дик Костоло. Его позицию временно занял Джек Дорси. Регентство Дорси продлилось недолго — уже в октябре он занял позицию главного исполнительного директора, что обозначило начало новой эпохи для Twitter. И новшества не заставили себя долго ждать.
Примерно в то же время в Twitter приходит функция Moments. Она позволила следить за обновлениями тех или иных событий, не подписываясь непосредственно на аккаунты пользователей, которые о них сообщают. Тогда же в соцсети появляются опросы, которые каждый пользователь может прикрепить к публикации. В момент появления количество вариантов ответа ограничивалось двумя, сейчас их можно расширить до четырех. На голосование отводится ровно сутки.
Также в ноябре в твиттере происходит еще одно психологически важное обновление.
На замену звездочкам «избранного» приходят «сердечки», или «лайки».
Свое неожиданное решение Twitter объяснил тем, что пользователям гораздо понятнее изображение сердечка и они гораздо охотнее ставят его к публикациям.
Уже в новом году Twitter решился на еще один сильный ход — сменить принцип формирования новостной ленты, отойдя от обратного хронологического порядка. Этому есть рациональное объяснение, поскольку в потоке информации может затеряться что-то действительно важное для пользователя. Однако, конечно, новость об «офейсбучивании» была воспринята пользователями очень холодно. В топ самых обсуждаемых тем даже поднялся хештег #RIPTwitter («Покойся с миром, Twitter»).
На горизонте Twitter еще много работы, а у Дорси наверняка припрятана пара козырей в рукаве. Одним из недавних его заявлений стало письмо к акционерам, в котором он указал важность изменения в принципах общения.
«У нас много странных правил в общении. Их никто не понимает, и мы должны это исправить», — написал Дорси.
Единственное, что останется нетронутым и, по-видимому, всегда будет визитной карточкой сервиса, — это 140 символов в сообщении.