Батарейки отправили в бан

В грузовых отсеках самолетов запретили провозить партии литий-ионных аккумуляторов

Анастасия Евтушенко
Shutterstock
Международная организация гражданской авиации запретила провозить в грузовых отсеках самолетов литий-ионные аккумуляторы в промышленных масштабах по соображениям безопасности. Рекомендациям ИКАО традиционно следуют все страны, входящие в организацию, в том числе и Россия.

ИКАО рекомендовала запретить провоз литий-ионных аккумуляторов в грузовом отсеке пассажирских самолетов. Грузовые воздушные суда продолжат перевозить аккумуляторы, но с некоторыми ограничениями — их заряд не должен превышать 30%.

Опасения по поводу перевозок литий-ионных аккумуляторов в промышленных масштабах связаны с тем, что, как показывают многочисленные исследования, их элементы могут самопроизвольно воспламеняться, что, в свою очередь, может привести к неконтролируемому пожару на борту самолета.

Обычно самовозгорание батареи может вызвать два фактора: повышение температуры и повреждения механического характера. При этом в случае перевозки партии возгорание одного аккумулятора способно охватить все остальные.

ИКАО обеспокоена правилами перевозки литий-ионных аккумуляторов по причине того, что температура их горения достигает 600°C. Системы пожаротушения в самолете часто просто не в состоянии справиться со столь высокой температурой горения.

Кроме того, температура горения аккумуляторов близка к температуре плавления алюминия, который широко применяется при производстве самолетов.

Также, как показали исследования американского Федерального управления гражданской авиации, перегретые аккумуляторы способны выделять газы, приводящие к взрывам. В случае если газы накопятся в грузовом отсеке, при взрыве они выведут из строя систему на борту, отвечающую за подавление возгораний.

Рекомендации Международной организации гражданской авиации не носят обязательный характер, но тем не менее страны-участницы их выполняют.

Запрет вступает в силу с 1 апреля 2016 года и продлится до 2018 года.

«Временный запрет будет оставаться в силе до тех пор, пока ИКАО не разработает новые стандарты упаковки партий литий-ионных аккумуляторов», — заявила председатель совета ИКАО Олумуива Бенард Алиу.

Тем не менее обычных пассажиров этот запрет практически не коснется — транспортировка аккумуляторов в комплекте электронных устройств, а также в ручной клади не входит в рекомендации организации.

Литий-ионные аккумуляторы широко применяются в электронной технике, начиная от смартфонов и заканчивая ноутбуками и электромобилями. В частности, аккумуляторами этого типа оснащены техника компании Apple и автомобили Tesla.

Производители аккумуляторов долгое время протестовали против введения подобных правил, утверждая, что опасность промышленных перевозок батарей «преувеличена». Тем не менее Ассоциация производителей аккумуляторов выразила готовность работать над соблюдением предписаний ИКАО.

С учетом новых правил производителям придется в срочном порядке озаботиться перестройкой схем поставок батарей, поскольку литий-ионные аккумуляторы используются и в медицинских устройствах.

По данным Associated Press, с 2006 года из-за возгорания аккумуляторов были уничтожены три грузовых самолета и погибли четыре пилота.

В январе 2011 года самолет Boeing 747 компании Asiana Airlines, перевозивший партию литиевых батарей, был уничтожен в воздухе в течение 17 минут после того, как пилоты сообщили о пожаре на борту. Согласно отчету Национального совета по безопасности на транспорте, этот инцидент продемонстрировал «убедительные доказательства» того, насколько некачественны стандарты перевозок аккумуляторов.

В 2015 году был введен запрет на перевозку промышленных партий на пассажирских самолетах литиевых батарей. Этот тип аккумуляторов, в отличие от литий-ионных, не имеет возможности многократной подзарядки.

Проблема безопасной транспортировки литий-ионных аккумуляторов обсуждается долгое время — запрет на их провоз на пассажирских воздушных суднах уже добровольно ввели американские Delta Air Lines и United Airlines.

В ряде аэропортов также могут возникнуть трудности с портативными зарядными устройствами. При досмотре они, как и ноутбуки и телефоны, подлежат отдельному сканированию. В случае если они не заряжены, их и вовсе могут не пропустить на борт самолета.