Азартные игры с Роскомнадзором

Роскомнадзор намерен заняться регулированием онлайн-игр

Дмитрий Шестоперов, Анастасия Евтушенко
John Williams RUS/Shutterstock
Инициатива Роскомнадзора разработать нормы регулирования онлайн-игр встретила непонимание со стороны крупных игроков индустрии. Несмотря на то что проект ведомства находится в разработке, эксперты полагают, что инициатива не принесет существенных результатов на практике.

В Mail.Ru Group считают, что подобные инициативы являются результатом незнания того, как функционирует игровая индустрия сегодня. В частности, заместитель руководителя игрового направления в компании Василий Магурян отметил, что желание регулировать игры возникает из-за устаревших стереотипов.

«Самым частым мифом, в котором уличают игры, можно назвать обвинение в пропаганде жестокости и насилия среди детей.

На мой взгляд, это равносильно тому, чтобы обвинить всех продавцов ножей в том, что в мире происходят преступления», — сказал Магурян.

«Всем, кто выходит с регулирующими инициативами, я искренне советую посмотреть на индустрию не с позиции устаревших стереотипов, а с точки зрения современных реалий», — добавил представитель компании.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян рассказал «Газете.Ru», что также не разделяет энтузиазма по отношению к контролю игровой онлайн-индустрии.

Казарян, как и представитель компании Mail.Ru Group, напомнил, что игры имеют возрастную маркировку.

Кроме того, средний возраст игроков — 25 лет, так что убежденность в том, что «игрушками» увлекаются исключительно дети, тем более уязвимые и психологически неустойчивые, — тоже отчасти миф.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров выразил озабоченность тем фактом, что в онлайн-играх может содержаться любая информация — к примеру, известны прецеденты блокировки игровых площадок за пропаганду суицида или наркотических средств. Также Жаров упомянул о трагических последствиях игромании.

В сентябре прошлого года интернет-общественность потрясла история о смерти башкирского подростка во время игры Dota. Пользователи соцсетей возмущались, что из-за онлайн-игры парень провел за компьютером около 22 суток, упал в обморок и скончался. По результатам проверки было установлено, что причиной смерти мальчика была вовсе не Dota, а травма ноги, которую он получил за месяц до трагедии.

Особое внимание Жаров уделил тому факту, что потенциальные террористы могут использовать онлайн-шутеры как площадку для обмена информацией.

Как отметил глава надзорного ведомства, в онлайн-играх зачастую симулируются военные действия. Соответственно, в чате игроков могут идти разговоры об оружии и убийствах, но определить, к реальным или внутриигровым событиям относятся сообщения, иногда оказывается довольно сложно.

Так, Жаров привел в пример историю о том, что во время ноябрьских терактов в Париже террористы координировали действия и обменивались сообщениями в онлайн-шутерах посредством приставки PlayStation 4. Тем не менее эта история, активно растиражированная СМИ, позже была переиначена и оказалась фейком.

В истории с использованием PlayStation террористами после активного общественного обсуждения выяснилось, что единственным достоверным фактом было наличие игровой приставки в доме у одного из предполагаемых боевиков.

Годом ранее Роскомнадзор уже грозил блокировкой на территории России крупнейшему игровому сервису Steam.

О запрете площадки заговорили после появления на форуме площадки статьи, якобы призывающей к употреблению наркотиков. Роскомнадзор достаточно долго не мог связаться с руководством Steam, после чего сообщил о том, что ни о какой блокировке речь не идет и представители сервиса успешно идут на сотрудничество.

На данный момент на сервисе проявляют активность более 17 млн пользователей из России.

Кроме того, в конце 2014 года ведомство добралось до киберспортивной площадки Starladder. Тогда в список запрещенных Роскомнадзором попали IP-адреса Cloud Flare, обслуживающие площадку.

Официальная причина блокировки до сих пор неизвестна, но эксперты предполагают, что причиной мог стать беттинг (ставки на спорт в интернете), который приравнивается к азартным играм и блокируется ведомством.

Американские и британские спецслужбы уже предпринимали попытки контролировать игровую сферу. Так, в 2008 году в рамках масштабной операции агенты АНБ и ЦРУ под прикрытием внедрялись в World of Warcraft, собирали данные и переписку игроков и даже вербовали собственных информаторов внутри онлайн-игры. Документы, раскрывшие детали спецоперации, были опубликованы экс-сотрудником АНБ Эдвардом Сноуденом.

Несмотря на то что секретные документы попали в публичный доступ, результаты масштабной операции остались неизвестны — в отчетах не оказалось ни слова об успехе внедрения спецагентов в мир MMORPG.