Выступление Дмитрия Медведева касалось следующих основных вопросов: равноправного регулирования интернета всеми странами мира; выработки глобальной политики управления интернетом под эгидой ООН; создания международной профильной отраслевой организации; выработки универсальных правил поведения в интернете; обеспечения глобальной информационной безопасности; информационных вооружений и невмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Премьер-министр России также поддержал предложения главы КНР Си Цзиньпина по регулированию интернета и информационному обмену между странами, сообщает ТАСС.
В качестве профильной отраслевой организации глава правительства России предложил использовать Международный союз электросвязи (МСЭ) либо какую-либо другую организацию, которая может быть создана в будущем и наделена полномочиями по выработке международно-правовых норм и стандартов в области управления интернетом.
Однако правительство США инициировало процесс по передаче полномочий корпорации по управлению доменами ICANN международному профессиональному сообществу еще в конце 2014 года на первой волне критики в связи с раскрытием глобального наблюдением АНБ, при этом вызвав недовольство в собственной стране.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что такие структуры, как МСЭ и ООН, не подходят для данной задачи.
«Предложения передать функции управления интернетом в МСЭ уже звучали в 2012 году, — говорит Казарян. — Однако в результате неподписания соглашения 55 странами, в том числе всеми странами ОЭСР, возвращаться к подобным инициативам мне кажется неразумным».
Эксперт напоминает, что управление интернетом всегда строилось на принципе вовлеченности всех заинтересованных сторон — государства, бизнеса (как интернет-компаний, так и медиакоммуникационных), гражданского общества, что невозможно в формате МСЭ или ООН.
Вместе с тем под мандатом ООН продолжает работать Internet Governance Forum, российская часть которого пройдет в апреле 2016 года.
Отдельно стоит отметить изменения в глобальном управлении интернетом: в настоящее время полным ходом идет работа над процедурой IANA Transition — передачей функции обслуживания корневой инфраструктуры интернета мультистейкхолдерному сообществу. Общая тенденция такова, что государства принимают все большее участие в этом процессе.
«Это видно и на примере России, — говорит Казарян. — Например, Министерство связи и массовых коммуникаций вошло в состав учредителей Координационного центра национального домена сети интернет и будет принимать активное участие в регулировании доменного пространства России».
Вывод регулирования интернета в плоскость международного права поддерживают также российские интернет-компании.
«Интернет создавался силами специалистов самых разных стран, и его работоспособность в настоящее время затрагивает интересы всего мира. А значит, его регулирование и управление должно строиться на базовых принципах международного права, — считает генеральный директор российского доменного регистратора и оператора дата-центров REG.RU Алексей Королюк. — Сейчас в каждой стране регулирование собственного участка сети интернет происходит в рамках локального законодательства, что может приводить к неадекватным решениям. В связи с этим было бы логично вопросы управления интернетом вынести в плоскость международных отношений и международного права».
Однако на регулирование интернета в национальных сегментах исключительно на базе международного права рассчитывать не стоит.
Несмотря на то что Дмитрий Медведев заявляет о необходимости обеспечения баланса между свободным доступом к информации и обеспечением безопасности граждан, он также признает, что «интернет с правовой точки зрения новый и весьма сложный комплексный объект регулирования, правовые конструкции просто не успевают за стремительным развитием технологий передачи информации».
При этом национальные интересы России больше соответствуют аналогичным интересам КНР, связанным с защитой своего национального сегмента от США, стремящихся осуществлять наблюдение и защиту своих интересов на территории всего виртуального пространства.
Напомним, что именно в Китае с 2003 года действует проект «Золотой щит», больше известный как «Великий китайский файервол», и именно КНР на прошлой Всемирной конференции по управлению интернетом подняла вопрос об интернет-суверенитете и была высмеяна западной прессой. В этом же году данный вопрос обсуждается официально и серьезно.
Обмен опытом в области регулирования интернета между КНР и Россией вполне может способствовать и развитию интернет-цензуры и наблюдения в нашей стране не только на законодательном, но и на техническом уровне.
Тема официального перехвата сообщений, передачи ключей шифрования, создания бэкдоров для правоохранительных органов все чаще поднимается в Европе, России и странах постсоветского пространства, КНР и странах Ближневосточного региона и других странах мира.
«К сожалению, мы наблюдаем тенденцию среди спецслужб во всем мире, в том числе США, Великобритании и Франции, двигаться в этом направлении, несмотря часто на техническую безграмотность и непонимание последствий таких действий для безопасности пользователей, не говоря уже об огромных расходах при весьма низкой отдаче», — говорит Казарян.