Телезрители предпочитают отечественное

Популярность телеконтента российского производства растет у абонентов цифрового ТВ

Павел Лисицын/РИА «Новости»
Вопреки стереотипу о том, что с получением простого доступа к широкому ассортименту мультимедийного контента посредством цифрового телевидения и потоковых онлайн-сервисов российские зрители все больше будут выбирать западную продукцию более высокого качества, спрос на цифровые каналы с российскими фильмами, телешоу и передачами возрастает, а на зарубежный контент, наоборот, падает. Отдел технологий «Газеты.Ru» разобрался в причинах этого феномена.

Согласно аналитическому отчету МТС по потреблению ТВ-контента за третий квартал 2015 года, среднее время просмотра телеканалов с фильмами, сериалами и телепередачами отечественного производства у абонентов МТС ТВ увеличилось на треть. Доля просмотра подобного наполнения выросла на 11%, до 81%.

По итогам третьего квартала 2015 года суммарное время просмотра каналов российского производства в среднем по стране выросло на 34%. Наибольшим спросом отечественный контент пользуется у жителей Урала и юга России.

В то же время спрос на зарубежный телевизионный контент упал в среднем на 20%. Однако в Москве и Санкт-Петербурге падение спроса на него не такое сильное — всего 8%.

В формате video on demand (видео по запросу пользователя) российские фильмы, сериалы и телешоу также обгоняют по популярности зарубежные продукты. Рост спроса на российский видеоконтент в третьем квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом составил 32%, при этом рост спроса на зарубежный контент за тот же период составил только 24%.

Лидеры по продолжительности просмотра — реалити- и ток-шоу, юмористические передачи и подобный контент. На втором месте идут фильмы, спортивные и познавательные каналы. Меньше всего у зрителей востребованы детские, информационные и музыкальные эфиры.

При этом время просмотра развлекательных каналов на 50% превысило этот показатель для фильмов, сериалов, спортивного и научно-популярного контента.

Такая тенденция наблюдается на фоне значительного роста абонентской базы цифрового ТВ. Так, количество абонентов цифрового телевидения от МТС в третьем квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло в 1,5 раза. На сегодняшний день абонентская база цифрового ТВ превышает 60% от общего количества пользователей ТВ-услуг.

«Конечно, национальный контент всегда более востребован и популярен, чем международный, потому что он производится с учетом этнической принадлежности аудитории. В первую очередь это касается юмористического контента, так как юмор напрямую связан с менталитетом, текущей ситуацией в стране и языковыми особенностями. Создать смешной контент, который развеселит зарубежного зрителя, очень сложно. Поэтому для россиян отечественные юмористические шоу всегда будут в приоритете», — объясняет гендиректор телекомпании «Первый ТВЧ» Николай Орлов.

Также эксперт отметил важность затрат на производство тех или иных фильмов. Что касается полнометражных кинокомедий, то, по его словам, голливудские блокбастеры в этом жанре всегда будут конкурентоспособны, ведь их бюджет значительно превосходит затраты на производство отечественных комедий.

«Если пытаться определить общие тенденции, то популярность российского или зарубежного контента в большой степени зависит от тематики. Например, на телеканале «Охотник и рыболов» без отечественного контента действительно не обойтись. Наши зрители не воспринимают морскую рыбалку на тунца или охоту на слонов, так как это бесконечно далеко от реальной рыбалки и охоты в российских широтах», — подчеркивает Орлов.

«Подобная тенденция наблюдается даже в тех случаях, когда мы тратим на производство эксклюзивного отечественного контента сравнительно небольшие суммы. Национальный колорит в значительной мере может компенсировать недостаток бюджета», — резюмировал эксперт.

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин не видит в росте спроса на национальный контент у аудитории ничего необычного.

«Во всех странах национальный контент в среднем более популярен, чем зарубежный, — говорит Бырдин. — Россия не исключение, и МТС тоже не исключение. На телевидении это выражено даже более ярко как в силу большей популярности российских эфирных телеканалов, так и благодаря более возрастной, консервативной аудитории, для которой ближе язык, юмор и темы российских кино- и телепроизводителей. Даже в платном ТВ лидерство за каналом с национальным контентом — «TV1000 Русское кино».

По словам эксперта, в рунете картина похожая. Несмотря на то что в среднем доля российского киносериального контента составляет 20–25% каталогов онлайн-кинотеатров, доля просмотров отечественного контента составляет 50–60%, что явно говорит о предпочтениях зрителей.

Впрочем, здесь есть еще один важный фактор: зарубежный контент в легальных сервисах, как правило, платный, тогда как все российское кино можно посмотреть бесплатно, по рекламной модели.

«Мы не наблюдаем снижения просмотра иностранного контента», — заявил директор по контенту «Триколор ТВ» Михаил Горячев.

«К примеру, зарубежные художественные фильмы производства крупнейших киностудий смотрят как и раньше. Киноканалы собственного производства «Триколор ТВ», сетка вещания которых состоит из иностранного контента, показывают стабильную динамику, доля просмотра растет.

Развлекательные программы ведущих федеральных телеканалов фактически сравнялись с информационно-политическими в показателе «уникальный абонент, смотревший жанр более 10 минут в день»: развлекательные каналы смотрели 7345 тыс. человек, информационно-политические — 7401 тыс. человек. С учетом того, что ведущие обязательные общедоступные телеканалы в своей сетке размещают как информационно-политические телепрограммы, так и развлекательный контент, мы не видим серьезных изменений в предпочтении абонентов в разрезе «телеканал» — федеральные телеканалы по-прежнему лидируют по всем параметрам просмотров каналов, как и год, полгода назад. То есть изменилась не доля телеканалов, а жанровые предпочтения зрителей», — утверждает аналитик.

Горячев также отмечает, что наблюдается существенный рост просмотров фильмовых и детских телеканалов.

«Анализировать изменение телесмотрения спортивных телеканалов крайне сложно. Прежде всего из-за фактически низкой доли любителей данного жанра. Но мы надеемся на рост и в этом сегменте после запуска нового федерального телеканала «Матч»! Выделить программы юмористической направленности из общей доли телесмотрения очень трудно, — каждый смеется над своими шутками. Но то, что аудитория все больше уходит в развлекательный и фильмовой контент, — это неоспоримый факт», — подчеркнул Горячев.