Можно ли заблокировать мессенджеры

Заставит ли угроза блокировки популярных мессенджеров внедрить наблюдение

Shutterstock
Новые правки в законы «Об информации» и «О связи» могут принципиально изменить правила роботы коммуникационных интернет-сервисов на российском рынке и даже привести к попыткам блокировки популярных зарубежных мессенджеров. Если инициатива Минкомсвязи по запрету использования подмены номера касалась Skype, WhatsApp, Viber и др. косвенно, то новые изменения законов повлияют на их деятельность напрямую. Однако ситуация не так однозначна, как может показаться на первый взгляд.

Согласно проекту закона, который разрабатывается Роскомнадзором, вводится понятие «информационно-коммуникационных сервисов» — «услуг передачи текстовых, голосовых и графических сообщений, технологически неразрывно связанных с услугами связи, оказываемыми третьими лицами на сетях передачи данных операторов связи». Под это определение подпадают мессенджеры и потенциально социальные сети.

Согласно проекту, мессенджеры должны заключить договоры с операторами сотовой связи и уведомить Роскомнадзор о начале и прекращении своей деятельности, как и другие «организаторы распространения информации».

Обмен сообщениями должен происходить только между идентифицированными пользователями. Идентификацию должны обеспечивать сами мессенджеры, а также блокировать спамеров и мошенников.

Если мессенджер нарушает требования закона, то оператор связи должен его заблокировать.

Тем не менее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг проработку ограничений в плане работы мессенджеров, хотя и подтвердил, что работа над проектом ведется.

«Насколько мне известно, там никаких ограничений нет. Проработка темы ведется, но это не связано с какими-то поручениями, тем более администрации президента. Поэтому нужно адресовывать вопросы ведомству Жарова», — сказал Песков.

В данном виде положения проекта невыгодны как коммуникационным интернет-сервисам, так и операторам связи, так как влекут за собой существенные вложения времени и средств на обеспечение идентификации пользователей и блокировку нарушителей. Согласно источникам «Газеты.Ru», операторы связи в ближайшее время проведут соответствующие консультации с Роскомнадзором по поводу положений законопроекта.

Несмотря на то что изменения в законы «Об информации» и «О связи» принимаются под влиянием сложной внешнеполитической ситуации и угрозы терроризма, что может сказаться на формулировках тех или иных норм и скорости принятия законопроекта, делать какие-либо выводы о жестких мерах по отношению к мессенджерам пока рано.

В силу неопределенности ситуации комментировать законопроект отказываются как коммуникационные интернет-сервисы, так и операторы связи. В пресс-службе МТС «Газете.Ru» пояснили только, что у операторов нет технической возможности блокировки спама в ОТТ-мессенджерах. Пресс-службы «Вымпелкома» и WhatsApp от комментариев воздержались.

«По факту, большинство мессенджеров работаю в связке с мобильным номером. Для пользователя номер телефона является логином, и на него же приходит код подтверждения, — рассказали в пресс-службе Mail.Ru Group. — Такой же вход в приложение сейчас реализован и в ICQ. Это и является основным идентификатором».

По поводу участия в разработке норм регулирования мессенджеров, пресс-служба Mail.Ru Group сообщила, что к ним «никто не обращался по вопросам регулирования мессенджеров или подобным», но компания готова обсуждать этим темы.

Что касается переписки пользователей, то компания собирается действовать в рамках законодательства: «Тайна переписки гарантирована конституцией и может быть ограничена только на основании судебного решения».

«Роскомнадзор не является субъектом законодательной инициативы и не комментирует законопроекты. Особенно некие проекты документов, попавшие в СМИ из неизвестных источников», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства.

Ситуация вокруг OTT-сервисов — комплексная, и не стоит все сваливать в одну кучу.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что ситуацию можно разделить на три составляющих. Первая — это идентификация пользователей мессенджеров с использованием операторов связи.

«Фактически такой функционал у многих мессенджеров уже есть, — говорит Казарян. — Данный шаг как раз поможет бороться с распространением спама, вредоносного контента и т.д.».

Вторая — это регулирование ОТТ-сервисов. Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на который нет ни в одной стране, но есть понимание, что надо двигаться в этом направлении. В России существует рабочая группа при ФАС, которая занимается этим вопросом совместно с представителями операторов и сервисов.

Третий — это перехват сообщений, передача ключей шифрования, создание бэкдоров для правоохранительных органов.

«К сожалению, мы наблюдаем тенденцию среди спецслужб во всем мире, в том числе США, Великобритании и Франции, двигаться в этом направлении, несмотря часто на техническую безграмотность и непонимание последствий таких действий для безопасности пользователей, не говоря уже об огромных расходах при весьма низкой отдаче», — говорит Казарян.

Технически блокировка мессенджеров связана с очень большими затратами денег и ресурсов, считает эксперт. Блокировка мессенджеров с шифрованным трафиком, таких как Telegram и iMessage, вообще нетривиальная задача. Если не удастся наладить диалог, ситуация рискует превратиться в очередную «игру в кошки-мышки».

Поскольку решения развиваются стремительно, то не факт, что, заблокировав или ограничив текущие решения, мы не получим их развитие в том виде, который либо не попадет под законодательство, либо потребует новых решений для блокировки и, как следствие, новых денежных вложений, считает руководитель департамента информационной безопасности компании Softline Олег Шабуров.

«Текущими методам заблокировать, ограничить и контролировать мессенджеры не так просто — шифрование, работа по схеме p2p (т.е. сквозное шифрование, которое нельзя перехватить и расшифровать), неясность, что отнести к мессенджерам, различные технические реализации, отсутствие стандартов, иностранные производители без представительств в России — все это не позволяет четко выработать методику контроля и, как следствие, ограничения», — говорит Шабуров.

Такие мессенджеры, как Telegram и WhatsApp, невозможно контролировать, потому что при передаче информации производится шифрование данных. При этом расшифровать сообщение можно только на уровне получателя, то есть нельзя расшифровать письмо на серверах мессенджера или перехватив его на уровне телеком-провайдера. К другим мессенджерам существуют штатные возможности подключения систем, позволяющих контролировать происходящее на уровне спецслужб различных государств.

И к контролируемым, и к неконтролируемым мессенджерам могут возникать вопросы в случае использования их на уровне государственных органов.

«Главная проблема, возникающая с неконтролируемыми мессенджерами, — это контроль утекающей информации, когда сотрудник государственной компании умышленно передает чувствительную информацию за пределы допустимого списка лиц, — рассказывает эксперт. — С контролируемыми мессенджерами задача отличается. Важно не дать перехватить информацию при взаимодействии двух легитимных пользователей либо злоумышленнику, либо спецслужбам других стран».

Обе эти причины подталкивают к размышлениям о запрете использования публичных мессенджеров для сотрудников государственных компаний.