Чем операторы заменят Skype

Как можно будет звонить по интернету при запрете Skype и WhatsApp

Shutterstock
Компания МТС объявила о запуске своего сервиса и мобильного приложения для звонков через интернет с 14 декабря этого года. Это событие совпало с развитием инициативы Минкомсвязи о запрете так называемой подмены номера, которая используется сервисами IP-телефонии, что потенциально может привести к невозможности осуществлять звонки через Skype, WhatsApp, Viber и другие мессенджеры. Отдел технологий «Газеты.Ru» разобрался, какие альтернативы есть у российских пользователей в случае запрета и как это отразится на стоимости связи.

Минкомсвязи опубликовало проект постановления правительства России «О внесении изменений в Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», который запретит использование подмены номера. Обсуждение и экспертиза законопроекта закончатся 28 декабря, после чего он будет направлен на рассмотрение в правительство.

Подмена номера используется интернет-сервисами и провайдерами IP-телефонии в силу того, что «звонок» конвертируется специальным образом в интернет-трафик для передачи по каналам глобальной сети, а затем распаковывается и осуществляется обычным образом с телефонного номера из пула местной телефонной сети. Однако этот же механизм может использоваться мошенниками для сокрытия реального номера и других разнообразных «серых» схем, которые в 2014 году обеспокоили депутатов ЛДПР, однако их инициатива не была поддержана.

Проект Минкомсвязи, который снова поднял вопрос на обсуждение, имеет под собой еще одно основание — необходимость отслеживать источник звонка для целей противодействия экстремизму и терроризму. В этом свете изменения в законодательство имеют куда больше шансов на принятие.

Если изменения вступят в силу и использование подмены номера будет запрещено, деятельность операторов IP-телефонии, таких как E1tele.com, UcallWeconn, MG/MNpro, TelMe и др., окажется вне закона, а крупные интернет-сервисы, обеспечивающие звонки на стационарные и мобильные номера из мессенджеров, встанут перед необходимостью вносить изменения в механику своих сервисов, мобильные приложения и другое программное обеспечение, арендовать номерные емкости, заключать дополнительные договоры по обеспечению передачи вызовов. Это может привести к тому, что телефонные звонки из приложений типа Skype окажутся недоступными на достаточно длительное время.

Если западные компании решат для себя, что затраты на обеспечение работы на российском рынке не соответствуют объему потенциальных заработков на нем, а требования российских властей идут вразрез с их глобальной политикой конфиденциальности пользовательских данных, то они могут отказаться от предоставления услуг голосовых звонков через интернет в принципе.

В этом случае российские пользователи будут вынуждены искать для себя адекватную замену, и RCS-сервисы (RCS — rich communication suite), которые внедряют российские сотовые операторы последние три года, могут оказаться приемлемым выходом из ситуации.

14 декабря МТС запускает свой сервис и выпускает приложение MTS Connect для iOS и Android. Главным преимуществом для абонентов является то, что в роуминге по России и за рубежом при условии подключения через Wi-Fi голосовые вызовы будут тарифицироваться по ценам «домашнего региона». Однако дешевле, чем сейчас, такие звонки стоить не будут.

МТС говорит о полноценном внедрении в своей сети стандарта RCS, что позволяет абоненту не только осуществлять голосовые вызовы, но и видеть статус других абонентов, обмениваться личными сообщениями, создавать групповые чаты и пересылать файлы через мобильный интернет или Wi-Fi-доступ.

«Мегафон» запустил услугу IP-телефонии «Мультифон» и мобильные приложения в конце 2013 года, однако они не поддерживают стандарта RCS полноценно. Ряд сервисов, аналогичных RCS, оператор предоставляет абонентам с 2010 года. «Мегафон» протестировал услуги RCS по время тестирования VoLTE в октябре 2014 года. По словам пресс-службы компании, сервисы RCS интересны оператору с точки зрения возможности конкурировать с мессенджерами.

Обеспечивается ли оператором поддержка стандарта RCS, или расширенные услуги связи через интернет реализуются другим способом, пользователю, по большому счету, безразлично, однако это может повлиять на стоимость реализации расширенных функций для самого оператора и отразиться на их качестве.

Связь между пользователями «Мультифона» на данный момент осуществляется бесплатно, звонки на номера «Мегафона» стоят 0,8 руб. за минуту, на номера других операторов России — 1,5 руб. в минуту. Однако, несмотря на очевидные выгоды, Android-приложение «Мультифон» установили от 100 тыс. до 500 тыс. раз, при этом имеется большое количество негативных отзывов с жалобами на его работу, а само мобильное приложение не обновлялось с декабря 2013 года. Статистика установок приложения на iOS недоступна. Согласно отзывам, его качество заметно лучше.

«Билайн» пошел по другому пути. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе оператора, «Вымпелком» активно развивает партнерства с уже действующими мессенджерами. Например, оператор обнуляет трафик для пользователей пакетных тарифов при пользовании WhatsApp. Известные мессенджеры пользуются большей популярностью.

«Tele2 не занимается разработкой подобного мессенджера, поскольку предпочитает работу с собственными проверенными продуктами. На рынке уже достаточно различных схожих решений, и Tele2 не собирается выходить на него, не предлагая ничего нового», — заявил пресс-секретарь Tele2 Константин Прокшин.

«Самым явным недостатком RCS-решений является тот факт, что не все мобильные устройства поддерживают их работу», — рассказывает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Алексей Никушин.

По данным Всемирной мобильной ассоциации GSMA, устройств, в чью прошивку заложена поддержка технологии RCS, менее 50 штук. Однако линейка подобных устройств будет расширяться в ближайшее время.

Главное преимущество операторов может заключаться в оптимизации трафика и настройке сети под собственные решения, считает эксперт. Таким образом, при прочих равных радиоусловиях абонент оператора сможет получить более высокое качество соединения за счет подстройки сети непосредственно под себя именно при использовании операторского решения. Платформы управления трафиком обладают функционалом автоматического распознавания типа трафика, и это явное преимущество решений мобильных операторов перед сетенезависимыми (ОТТ) сервисами.

С точки зрения монетизации, скорее всего, сохранятся традиционные бизнес-модели: разные схемы тарификации вызова при трансграничных звонках и звонках на городские номера с помощью операторского RCS. При этом стоимость вызовов через RCS должна стать ожидаемо ниже, чем стоимость классического звонка.

«Вызовы между абонентами одного оператора наверняка останутся бесплатными, но так или иначе будут учитывать расход трафика, выделенного в рамках тарифного плана», — говорит Никушин.

Так как даже доходы от голосовой связи через RCS-сервис будут учитываться операторами в выручке от передачи данных, которая и так растет год от года, то говорить о ценах, сопоставимых с текущими ценами на роуминг, не приходится. Решением воспользуются те, кто не может позволить себе дорогой звонок из-за границы, а абоненты с высоким уровнем трат на сотовую связь, как и прежде, будут звонить традиционным способом.

Что касается конкуренции со Skype и другими подобными сервисами, то, по мнению эксперта, глобальные мессенджеры работают на мировом рынке и привыкли к абсолютно разным ходам конкурентов и новым бизнес-моделям.

«Локальные игроки в силу своей небольшой абонентской базы (по сравнению с абонентскими базами WhatsApp или Skype, например) не представляют угрозы, — считает Никушин. — Кроме того, мессенджеры в разы опережают операторские решения по быстродействию, превосходят их по удобству пользования и продолжат делать ставку именно на эти критерии, которые важны современному пользователю гораздо больше, чем обесплаченный трафик».

Если сравнивать, например, «Мультифон» со Skype именно по умению совершать видеозвонки, то можно выделить даже ряд преимуществ наряду с аналогичным функционалом Skype. К преимуществам можно отнести удобное пополнение счета с баланса телефона, распознавание вызывающего абонента по номеру телефона с возможностью перезванивания ему стандартным образом, а также использование «Мультифона» в бизнес-сегменте как полноценной замены устаревших традиционных решений офисной связи.