Новые высоты для дронов

Какие перспективы у широкомасштабного использования дронов

Михаил Андреев
Wikimedia Commons
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) широко применяются по всему миру. Над проектированием новых моделей трудятся такие компании, как Google и Amazon, а сами дроны используются как в мирных, так и в военных целях. Но лишь недавно появилось новое направление в использовании дронов — транспортировка грузов.

Первый беспилотник был разработан в 1933 году инженерами из Великобритании.

Основной для него послужил биплан Fairy Queen.

Управлялся он с помощью радиосигнала с судна.

Затем перед началом Второй мировой войны проектированием БПЛА занялись Германия и США.

Американские военно-воздушные силы даже применяли беспилотники моделей Radioplane QQ-2, QQ-3 и QQ-14 во время войны в качестве самолетов-мишеней.

Всего было выпущено почти 15 тыс. подобных аппаратов.

После окончания войны США стали однозначным лидером в сфере разработки и применения БПЛА.

На сегодня Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) Пентагона планирует создание беспилотников, которые смогут исчезать. Проект реализуется для поддержки спецназа и снайперских команд во время боевых действий, чтобы доставить медицинские средства, питание или важное оборудование в труднодоступные районы. Затем устройство исчезает, не оставив никаких следов.

Благодаря современным технологиям в дроны постепенно встраивают новые функции, что позволяет увеличить и сферу их применения. Так, голландская компания TRNDlabs выпустила крошечного дрона, который может проникать в узкие щели. Это позволит ученым исследовать труднодоступные свойства местности.

К тому же бонусом является то, что на дрон можно установить HD-камеру, а рыночная стоимость разработки составляет всего лишь $35.

Проект компании Google Project Wing направлен на создание дрона для чрезвычайных ситуаций, который может совершать вертикальный взлет и посадку, а весит при этом менее 10 кг.

Сейчас компанией разрабатываются новые модели М2 и B3, оснащенные электродвигателями, которые смогут развить скорость до 160 км/ч и весить до 25 кг.

В недалеком будущем беспилотники смогут найти себе применение и в строительстве. Инженеры из Швейцарской высшей школы в Цюрихе испытали автоматических дронов, которые построили висячий мост длиной 7,4 м, потратив девять отрезков веревки длиной 120 м. Дроны оснастили электрической катушкой, которая контролирует натяжение веревки, а подвижная пластиковая трубка уклоняет ее от винтов.

Социальная сеть Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) планирует использовать дроны для раздачи интернета в труднодоступных регионах и странах с низкими доходами населения. По словам основателя соцсети Марка Цукерберга, размах крыльев беспилотника будет больше, чем у самолета Boeing 737, а их вес при этом будет меньше, чем у автомобиля. Питание беспилотников будет осуществляться за счет солнечных панелей. Один полет каждого аппарата будет длиться несколько месяцев, а высота полета превысит 18 км.

По прогнозам Цукерберга, подобные беспилотники смогут подключить к интернету 10% населения планеты.

Наконец, уже сегодня дроны используют в качестве почтальонов. Правда пока что с помощью БПЛА отправляют посылки лишь на небольшие расстояния. Например, в Сингапуре дрон доставил письмо и футболку в намеченный адрес, пройдя расстояние в 2 км. Такие дроны оснащены системой безопасности, чтобы их не смогли перехватить.

Крупнейшая китайская компания в сфере интернет-коммерции Alibaba Group экспериментирует с доставкой дронами 340-граммовых упаковок чая в регионах Пекина, Шанхая и Гуанчжоу. Компания Amazon также тестирует возможность передачи посылок с помощью БПЛА, однако законодательство США препятствует развитию данного направления.

По мнению конгрессменов и сенаторов (во всяком случае, их большинства), дроны мешают передвижению вертолетов и загружают воздушное пространство, а также нередко терпят катастрофу, что угрожает жизни и здоровью людей.

Крупнейшие компании мира лоббируют внесение в законодательство своих стран поправок относительно использования БПЛА, однако это требует от них огромных затрат. На данный момент поправки вводятся для отдельных компаний на индивидуальной основе, поскольку широкое распространение беспилотников может привести к неконтролируемым последствиям.

Десятки крупных игроков рынка уже работают над тем, чтобы подготовить нормативно-правовую базу и договориться о стандартах использования беспилотников.

Что касается России, то в Мосгордуме сейчас рассматривается вопрос об использовании БПЛА. Российские депутаты утверждают, что беспилотники являются небезопасными и создают помехи для передвижения вертолетов спецслужб. В особенности это касается частных беспилотников, которые не имеют соответствующего разрешения на передвижение в воздушном пространстве над Москвой.

В настоящий момент законодательная база, регламентирующая передвижение БПЛА, в России отсутствует.

А в Агентстве стратегических инициатив и вовсе предлагают в законодательном порядке закрепить профессию оператора беспилотника.

Конечно, будущее БПЛА пока остается неопределенным. По крайней мере до тех пор, пока не будет урегулирована соответствующая законодательная основа. Но в то же время дроны находят свое применение во многих сферах деятельности человека, так что вполне возможно, что в обозримом будущем воздушное пространство будет буквально заполнено дронами.