После настоящего скандала, который разразился в интернете в связи с редизайном «КиноПоиска», «Яндекс» пошел на уступки пользователей и вернул порталу старый дизайн. Новая версия сайта теперь доступна по ссылке beta.kinopoisk.ru. Подобным шагом компания признала, что продукт компании «сырой» и нуждается в дальнейших доработках.
«КиноПоиск» сменил многолетний дизайн сервиса 8 октября. Портал взял курс на сотрудничество с онлайн-кинотеатрами, такими как «Амедиатека», tvzavr и «Ayyo», и обновил системы тегов и рейтингов для более быстрого поиска фильмов. «Яндекс» также сделал упор на предоставление информации о фильмах, идущих в прокате на данный момент, оставив любителей старых кинолент и знаменитых рейтингов «КиноПоиска» практически ни с чем.
Самый резонансный отзыв о новом дизайне сервиса оставил его создатель и бывший глава Виталий Таций, покинувший проект в 2013 году. Таций отметил, что «Яндекс» «наступил на все грабли, на которые можно было наступить» и подобный провал «войдет в учебники».
Не желая мириться с обновленным «КиноПоиском», пользователи подняли информационную шумиху в соцсетях и практически объявили войну «Яндексу». Помимо того что сервис лишился устоявшихся рейтингов (новая система выводила в топ российские картины, чьи оценки ранее были весьма посредственными) и списка фильмов, оставленных «на потом», «КиноПоиск» показывал постоянные сбои в работе. Кроме этого, чтобы зайти на портал теперь требовался аккаунт «Яндекса».
Позже под шквалом критики компания принесла извинения за все сбои и проблемы, которые наблюдались в работе с сервисом, а также пообещала вернуть старую версию на отдельный домен, чтобы подготовить все условия для перехода пользователей на обновленный продукт.
В частности, руководитель направления медиасервисов «Яндекса» Дмитрий Степанов отметил, что пользователи столкнулись с техническими проблемами в работе сайта, а некоторые из них не нашли информации и возможностей, к которым они привыкли за годы использования сервиса.
«Яндекс» вернул прежнюю версию «КиноПоиска» по основному адресу kinopoisk.ru и перенес новую на домен beta.kinopoisk.ru.
<2>
Бета-версия в новом дизайне будет открыта для всех, каждый сможет следить за изменениями и делиться своим мнением. Мы будем очень благодарны за отзывы и комментарии и планируем дорабатывать концепцию обновленного «КиноПоиска» вместе с неравнодушными пользователями. Одновременно с использованием привычных возможностей прежнего «КиноПоиска» можно будет продолжать выбирать и смотреть фильмы и сериалы в бета-версии. Весь контент пользователей сохранится как в прежней, так и обновленной версии», — подчеркнули в «Яндексе».
Однако источник «Газеты.Ru», близкий к разработке новой версии «КиноПоиска», считает, что ситуацию вряд ли удастся исправить, поскольку в большинстве проблем редизайна виновато руководство «Яндекса».
По его словам, изначально в «Яндексе» рассматривали возможность создания нового портала о кино с аналогичным «КиноПоиску» функционалом. Однако в 2013 году было принято решение выкупить «КиноПоиск» за $80 млн и основательно его переделать.
«Руководителем проекта была назначена Ольга Мансурова, которая предложила основателям сервиса и некоторым разработчикам принять участие в редизайне проекта в качестве консультантов, но большинство из них ответило отказом», — рассказал он «Газете.Ru».
В то же время новая команда разработчиков не слишком понимала специфику функционирования «КиноПоиска», поэтому многие их нововведения в итоге и вызвали столь негативный общественный резонанс.
<3>
«С момента покупки проект не был заморожен, как это утверждалось официально. Над ним постоянно шли работы, но выливалось это в основном в закрытие тех разделов, работу которых программисты не могли настроить под новый язык программирования», — отмечает источник.
Кроме того, все изменения функционала и дизайна сервиса проходили длительные согласования у руководителей проекта и юристов, что серьезно затягивало процесс разработки.
«Некоторая часть контента, в том числе трейлеры фильмов с YouTube, размещалась на ресурсе полулегально. Юристы помогали решить эту проблему, но это занимало немало времени», — вспоминает источник. Он также отметил, что большинство проблем новой версии «КиноПоиска» были выявлены еще на стадии ее альфа- и бета-тестов, однако они все равно перекочевали в финальный продукт.
По словам еще одного источника, близкого к проекту, после покупки портала «Яндексом» многие члены старой команды действительно покинули «КиноПоиск» и при разработке новой версии с ними практически не консультировались.
«Так что очевидно, что многие технические мелочи могли ускользнуть от авторов редизайна», — рассказал он «Газете.Ru».
По его словам, нынешняя версия «КиноПоиска» после столь негативного восприятия аудиторией должна быть основательно переделана или заменена на новую. «Эту версию можно смело выкидывать и начинать делать все заново, при этом расставшись со многими из нынешних разработчиков», — считает источник.
<4>
При этом причину провала источник также видит в организационной структуре «Яндекса», где каждое технологическое решение и видоизменение сервиса необходимо длительное время согласовывать со множеством инстанций.
«Но помимо разработчиков серьезно пострадали и партнеры новой версии «КиноПоиска» — легальные онлайн-кинотеатры. Они рассчитывали на рост числа посетителей и просмотров, а получили весьма негативный эффект, ведь теперь все связывают их с провальным редизайном», — подытожил источник.
Тем не менее случай с «КиноПоиском» — один из немногих примеров, когда под давлением общественности компания отказывается от не полюбившихся пользователям нововведений. В большинстве случаев сервисы просто игнорируют недовольные отзывы.
Пожалуй, одним из самых громких случаев в рунете стало введение микроблога в соцсети «ВКонтакте». Пользователей настолько не устроила новая система общения, что на просторах социальной сети стали появляться призывы не заходить во «ВКонтакте» на протяжении суток, чтобы Павел Дуров «вернул стену».
<5>
Также волну возмущений вызывали частые изменения интерфейса видеохостинга YouTube. В 2012 году YouTube сделал глобальный редизайн, близкий к сегодняшнему. Однако три года назад столь смелый шаг был встречен шквалом негатива. Многие пользователи замечали, что новый интерфейс имеет проблемы с мониторами различных диагоналей, а также утверждали, что больше никогда не будут пользоваться YouTube.
Не удалось избежать неприятностей и Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией). Социальная сеть перенесла сообщения в отдельное приложение Messenger, которое практически моментально получило оценку в один балл из пяти возможных в AppStore и PlayМаркет. Мессенджер, помимо прочего, требовал обширного доступа к данным смартфона, включая список контактов, возможность редактирования, чтения и получения текстовых сообщений, а также запись аудио и видео.