Быстрее поезда, дешевле самолета

Проект Илона Маска о создании транспорта с околозвуковой скоростью набирает обороты

Дмитрий Шестоперов
Hyperloop Transportation Technologies
Несмотря на утопичность проекта Илона Маска по созданию сверхбыстрого транспорта в вакуумном тоннеле, разработке уделяется все больше внимания. Так, недавно к команде Hyperloop Technologies присоединился экс-президент Cisco Роб Ллойд, получивший должность исполнительного директора. Ранее поддержать проект согласились и американские инженерные компании.

Идея «отца» Tesla и Space X Илона Маска о создании «Гиперпетли», предложенная им еще в 2012 году, изначально позиционировалась как альтернатива высокоскоростной железной дороге между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, которую планировали построить к 2029 году. Как отметил изобретатель, подобная железная дорога могла стать одной из самых медленных и дорогостоящих в мире, ведь ее стоимость составит около $70 млрд. Маск заявил, что его сверхскоростной транспорт потребует затрат всего лишь на $6 млрд.

О планах предпринимателя отзывались достаточно холодно и с долей скепсиса. Тем не менее Маск вдохновил две независимые группы Hyperloop Transportation Technologies и Hyperloop Technologies на разработку проекта, который в настоящее время активно развивается.

Кроме того, проект уже привлек средства нескольких венчурных фондов: Sherpa, ZhenFund, а также Caspian VC Partners. Последний – новый российский венчурный фонд, созданный в 2015 году бизнесменом Зиявудином Магомедовым. Интерес российского фонда к HyperLoop связан с тем, что Магомедов владеет одним из крупнейших российских транспортных холдингов (объединяет доли в Новороссийском порту и транспортной компании FESCO), а HyperLoop как раз работает над созданием принципиально новой технологии в транспортной отрасли.

Альфа-версию своего проекта Маск предложил в 2013 году, опубликовав 57-страничный документ с первыми набросками «Гиперпетли». В нем предприниматель достаточно тщательно обрисовал концепцию работы нового транспортного средства. Также автор проекта призвал каждого из читателей смело писать ему письма со своими предложениями по оптимизации.

Принцип работы Hyperloop на первый взгляд весьма прост. Для функционирования системы необходим тоннель, в котором воздух разрежается до определенной точки. Оставшиеся в тоннеле воздушные массы будут использованы для создания воздушной подушки под капсулой. Здесь понадобятся специальные моторы, которые Маск предполагал позаимствовать у Tesla. При этом давление внутри тоннеля составит примерно одну тысячную от атмосферного. В таких условиях капсула, перемещающая пассажиров внутри тоннеля, будет испытывать гораздо меньшее сопротивление воздуха. Это позволит ей достигать скорости 1000 км/ч. Разгонять капсулу будет специальный контактный рельс. Его длина составит 15 м, а расположен он будет через каждые 110 км.

Сам тоннель будет располагаться над землей на специальных опорах. Для того чтобы снизить риск повреждения транспортной системы в случае землетрясения, изобретатель предлагает оснастить опоры антисейсмическими технологиями, детали которых пока не ясны.

Однако главным вопросом остается источник энергии.

Маск предлагает использовать солнечные батареи, подчеркивая, что энергозатраты транспортного средства будут незначительны и система сможет работать автономно без дополнительных источников.

Нагрузки, которые будут испытывать пассажиры в транспортной капсуле, также будут крайне незначительными. Изобретатель предложил ускорение в 1g (9,8 м/с2), это даже меньше, чем при взлете самолета, так что человек внутри практически ничего не почувствует.

Первую подобную трассу предлагалось построить между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом.

При стоимости билета $20 все затраты на создание тоннеля протяженностью около 600 км окупились бы через 20 лет.

И все же план Илона Маска не оказался безупречным. Критики Hyperloop не отрицали возможность создания подобного транспорта, но поставили под сомнение стоимость строительства и эксплуатации «Гиперпетли». По словам профессора космонавтики и воздухоплавания Массачусетского технологического института Джона Хэнсмена, вопрос не в том, возможно ли построить данный проект, а в том, будет ли это рационально с точки зрения экономики и энергозатрат.

Среди необходимых доработок эксперты также назвали создание более обтекаемой формы капсулы и решение проблем с нагревом носовой части. Также важно решить вопрос с возможным вращением капсулы по ходу движения. Прочие исследования выявили необходимость увеличения внутреннего диаметра капсулы с 2,23 до 4,5 м.

Компании, занимающиеся развитием идеи, также вносят свои правки в первоначальный проект Илона Маска. Так, Hyperloop Transportation Technologies отрицает допустимость использования воздушной подушки внутри тоннеля, обращая внимание на возможность эксплуатации магнитных элементов, от которых поспешил отказаться автор идеи. Hyperloop Technologies находит маловероятным автономное энергообеспечение при использовании солнечных панелей, делая упор на разработках по доставке грузов, а не пассажиров.

Тем не менее дело Маска живет. Новые назначения в компаниях-разработчиках только подчеркивают этот факт.

Hyperloop Transportation Technologies уже планирует построить первый 8-километровый тестовый трек в следующем году, но для этого понадобится привлечь $100 млн.

Деньги компания собирается получить после проведения IPO.

Сам автор идеи пока находится в стороне от разработок, ссылаясь на слишком большую занятость в Tesla и SpaceX. Похоже, что Илон Маск ждет подходящего момента, когда одна из компаний все-таки достигнет впечатляющих результатов, чтобы инвестировать в потенциально успешный проект. В любом случае, Hyperloop остается лишь одной из массы гениальный идей и разработок, предложенных «Тони Старком» современности.