Apple скатывается в кризис

Почему нынешняя стратегия Apple приведет компанию к кризису

Владимир Тодоров, Алексей Короткин, Влад Массино
Shutterstock
В рамках последней презентации новинок Apple не показала радикально новых гаджетов, что привело к снижению акций компании на 2%. Корпорация давно не представляла инновационных продуктов и зачастую занимается копированием решений конкурентов. И если в обозримом будущем этот тренд не сменится, то компанию могут ожидать проблемы, утверждают эксперты.

В среду, 9 сентября, Apple провела одну из самых масштабных презентаций новых продуктов компании за последние годы. На сцене Bill Graham Civic Center Auditorium корпорация продемонстрировала не только новые смартфоны iPhone 6S и iPhone 6S Plus, но и планшет iPad Pro и обновленную версию ТВ-приставки Apple TV.

Новые iPhone получили технологию распознавания силы нажатия 3D Touch, на 70% более производительный чип А9, новые 12-мегапиксельные и 5-мегапиксельные основную и фронтальную камеры с возможностью съемки «живых» фото и 4K видео.

iPad Pro оснащается экраном с диагональю 12,9 дюйма и мощным процессором, который позволит гаджету работать быстрее 80% всех существующих портативных компьютеров.

Кроме того, планшет получит дополнительные аксессуары в лице стилуса Pencil и портативной беспроводной клавиатуры. Это позволит эффективнее использовать гаджет для арт-проектов, 3D-моделирования и нужд корпоративного бизнеса.

Цена нового планшета составит $799, а клавиатуру и Pencil необходимо будет докупать отдельно по цене $169 и $99 соответственно.

Но больше всего новых опций получила ТВ-приставка. Поскольку, по словам главы Apple Тима Кука, 60% платных потоковых видео на устройствах компании просматриваются через приложения, Apple TV решено было сделать максимально адаптированной под эти нужды. Компания договорилась о предоставлении контента почти со всеми игроками рынка стримингового ТВ, в том числе Netflix, Hulu, HBO и Showtime. Пульт дистанционного управления сделали сенсорным и добавили ему функции игрового контроллера, а в рамках презентации представители компании сыграли в несколько семейных игр. Это подтвердило слухи о том, что Apple планирует составить конкуренцию игровым консолям Microsoft Xbox и Sony PlayStation. Так, разработчики обещают новую Guitar Hero и Rayman, а также возможность играть вдвоем как пультами, так и iPhone и iPod touch.

Интерфейс приставки также максимально подстроен под расширившиеся возможности голосового помощника Siri, позволяющего искать, воспроизводить и перематывать контент с помощью голосовых команд. Для Apple TV представили и новую операционную систему tvOS, которая доступна уже для более чем 11 млн зарегистрированных разработчиков Apple.

Тем не менее после презентации акции Apple упали почти на 2%. По словам экспертов, это произошло из-за крайне завышенных ожиданий до презентации.

Несмотря на то что компания представила большое количество новых функций и продуктов, это не впечатлило инвесторов, ожидавших от Apple демонстрации качественно новых гаджетов.

На руку компании не сыграла даже новая модель распространения iPhone, призванная увеличить число продаваемых смартфонов.

Помимо покупки телефона без привязки к оператору и с контрактом на два года, у покупателей теперь есть возможность оформить «подписку» на ежегодное получение новой версии смартфона. По условиям, клиент ежемесячно платит $32,41 за iPhone 6S на 16 ГБ и получает расширенную гарантию AppleCare+. При этом смартфон будет продаваться без привязки к оператору сотовой связи, но при покупке нужно будет выбрать одного из четырех американских операторов.

После 12 выплат пользователь может получить новый iPhone, а также сменить оператора. Подписка оформляется на 24 месяца и доступна к оформлению только в магазинах Apple Store на территории США. За это время клиент выплатит около $778 за iPhone с 16 ГБ накопителя.

В то же время в России после презентации iPhone 6S цены на продукцию Apple лишь возросли.

Цена iPad Air 2 увеличилась на 20% — до 40 990 руб., цена Apple Watch Sport увеличилась на 4000 руб. и составила 31 990 руб. MacBook Pro с дисплеем Retina теперь стоит от 106 990 руб. Стоимость MacBook Air увеличилась на 7000 руб. и составила 69 990 руб. Цена Apple TV 3 увеличилась до 6590 руб.

Проблемы в Поднебесной

Apple не в первый раз переживает падение акций после объявления важных для компании новостей.

В июле после публикации квартальной отчетности акции корпорации из Купертино рухнули сразу на 7%, а с начала года ее ценные бумаги подешевели более чем на 20%, что привело к падению капитализации на $158 млрд.

Несмотря на то что за отчетный период компания продала 47,5 млн телефонов, что на 35% больше, чем за аналогичный период в прошлом году, инвесторам не понравилось отсутствие статистики по продажам смарт-часов Apple Watch — первого абсолютно нового продукта Apple после смерти Стива Джобса. Эксперты же и вовсе усомнились в способности корпорации выпускать на рынок успешные продукты.

Теперь же компания не может полноценно рассчитывать и на китайский рынок, за последний год ставший основным драйвером роста продаж iPhone 6.

Падение курса юаня привело к тому, что продукция Apple стала стоить дороже, поскольку она поставляется за доллары. В то же время цены на аппараты китайских производителей, в том числе Xiaomi и Lenovo, не изменились. Это позволило компаниям из Поднебесной занять первое и второе места по поставкам смартфонов на внутренний рынок, в то время как Apple опустилась на третье место.

Более того, дальнейшее снижение курса китайской национальной валюты может негативно сказаться и на стоимости компонентов для устройств Apple. Падение продаж смартфонов уже заставило производителей деталей снизить прогнозы по их поставкам, хотя в предыдущие годы они активно инвестировали средства в наращивание производства. В частности, Samsung планировала потратить на новые производственные линии около $13 млрд, а поставщики дисплеев большого размера для iPhone 6 в 2015 году могут столкнуться с перепроизводством компонентов и серьезным падением прибылей.

Это заставило поставщиков повысить цены на детали для сокращения рисков, а Apple уже была вынуждена обратиться к Samsung и TSMC с просьбой снизить цены на производимые компаниями процессоры A9. Samsung согласилась предоставить компании скидки, тогда как TSMC отказалась снижать цены и пригрозила снижением объемов поставок.

Отсутствие реальных инноваций

Однако главной проблемой Apple по-прежнему остается отсутствие действительно инновационных продуктов, способных убедить инвесторов в наличии у компании долгосрочной рыночной перспективы.

В то время как конкуренты из Google уже тестируют технологии раздачи интернета с помощью воздушных шаров Loon и уделяют повышенное внимание развитию технологий дополненной реальности с помощью очков Glass, главной новинкой Apple по-прежнему остаются «умные» часы Apple Watch, количество проданных экземпляров которых по-прежнему неизвестно.

Более того, у Google существует целое подразделение инновационных разработок Google X, возглавляемое сооснователем компании Сергеем Брином. В частности, именно там проходят вполне успешную обкатку беспилотные автомобили компании, а также испытываются нейросети, уже способные к написанию картин и диалогу с живым человеком.

В то же время проект беспилотных автомобилей Apple испытывает ряд проблем, а их запуск вряд ли состоится в обозримом будущем.

Не удается достигнуть серьезных успехов и музыкальному сервису Apple Music. Несмотря на удобный интерфейс и широкую рекламную кампанию с участием известных исполнителей, приложение уже потеряло 48% стартовой аудитории, а 61% пользователей отменили автоматический платеж за подписку, которая включилась бы по истечении трехмесячного пробного периода.

Запас прочности Apple все еще высок, а колебания курса акций наблюдались практически после каждой презентации компании, напоминает ведущий аналитик компании iKS Consulting Максим Савватин. Тем не менее эксперт согласен с тем, что корпорация из Купертино на последней презентации действительно не представила ничего радикально нового.

Новый iPhone 6S, по мнению Савватина, это стандартное обновление устройств Apple, заключающееся в паре новых функций, более мощном процессоре и камере с более высоким разрешением.

Планшет iPad Pro оставил ощущение продукта с непонятным позиционированием, предназначенным то ли для профессионалов, то ли для массовой аудитории.

«Apple необходимо вернуть ту инновационность, которая была визитной карточкой компании при Стиве Джобсе. Сейчас же Apple следует веяниям рынка и зачастую просто копирует технологические решения конкурентов. При этом конкуренция со стороны экосистемы Android и Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) возрастает. И если Apple не изменит эту ситуацию, то ничего хорошего в будущем ждать не стоит», — подытоживает эксперт.