Сегодня жителям столицы уже нелегко представить московское метро без сети Wi-Fi. С появлением доступа к сети метрополитен перестал быть лишь средством передвижения — теперь он один из крупнейших поставщиков интернета в столице. В конце июня число ежедневных пользователей Wi-Fi в метро превысило 2,5 млн человек, а в каждом вагоне в сеть одновременно заходят до 120 человек.
Для большей части из 9 млн ежедневных пассажиров Московского метрополитена сеть Wi-Fi в метро стала настоящим спасением, ведь на многих перегонах столичной подземки до сих пор не работает мобильная связь.
При этом изначально в метро планировалось создание единой мобильной сети с доступом к технологии передачи данных LTE. В сентябре 2014 года «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и «РТ-мобайл» заключили соответствующее соглашение, а столичные власти планировали провести конкурс на строительство необходимой инфраструктуры. Согласно предварительному плану, за ее использование каждый из операторов ежегодно отчислял бы 290 млн руб. Однако, по словам источника, близкого к подготовке проекта, операторы «большой тройки» не смогли договориться о структуре распределения доходов мобильной сети, так что в декабре 2014 года власти Москвы приняли решение заморозить проект.
В то же время «МаксимаТелеком» еще 1 сентября 2013 года обеспечила доступом к Wi-Fi станции Кольцевой, а затем и Каховской линии. «Поэтому столичные власти сделали выбор в пользу создания беспроводной сети в метро вместо развития мобильного интернета», — рассказал «Газете.Ru» источник.
Аукцион на строительство сетей Wi-Fi в метро неоднократно переносился, поскольку возможные участники считали его слишком затратным и бесперспективным. Когда же «МаксимаТелеком» стала единственным участником и, как следствие, победителем конкурса, то перед компанией встала необходимость разработки проекта с нуля, поскольку нигде в мире не существовало аналогов доступа к сети прямо из вагонов метро.
Объем инвестиций в проект составил 1,8 млрд руб. со сроком окупаемости семь лет. При этом официально компания до сих пор не называет источники финансирования и лишь подчеркивает, что в проекте не были задействованы государственные средства.
Как работает
Самой сложной частью реализации проекта стало создание собственной технологии покрытия перегонов. «МаксимаТелеком» еще на стадии проектирования отказалась от использования излучающих кабелей из-за их капризности и сделала выбор в пользу прокладки оптоволоконных кабелей.
Сейчас на станциях московского метро установлены серверные стойки, от которых кабель тянется к расположенным на расстоянии примерно 450 м друг от друга базовым станциям в туннеле. Параллельно оптоволоконному кабелю располагается кабель электропитания от подстанции.
На крайних вагонах состава установлены антенны-роутеры, которые во время движения поезда плавно переключаются от одной базовой станции в перегоне к другой, что позволяет не создавать разрыва в сети. Между двумя головными антеннами поезда проложен кабель по всей длине состава, и в каждом вагоне имеются свои точки доступа, объединяющиеся в единую сеть «MosMetro_Free».
В каждом вагоне кабель прокладывается по разным технологиям из-за конструктивных особенностей различных моделей и длительного срока их эксплуатации. Прокладывать кабели в туннелях удавалось только в ночное время, и на это отводилось лишь два часа. Команда прокладчиков за одну смену успевала подключить в среднем 2–3 км кабеля. Именно поэтому на покрытие всех веток Московского метрополитена у «МаксимаТелеком» ушло почти полтора года.
Изначально сеть работала с большими перебоями, что вызывало серьезное недовольство пользователей.
Однако затем количество разрывов подключения и негативных отзывов постепенно сокращалось. Опасение вызвал лишь окончательно введенный весной 2015 года процесс обязательной идентификации пассажиров по номеру мобильного телефона. Однако компания поспешила отметить, что всего лишь исполняет постановление российского правительства об ограничении анонимного доступа к Wi-Fi-сети в общественных местах.
Как зарабатывает
Когда проект только набирал обороты, многие эксперты весьма пессимистично отзывались о его перспективах. Главными проблемами называли убыточность и колоссальный объем работ, необходимых для подключения метро к интернету.
Однако спустя два года проект не только не свернулся, но и до сих пор набирает обороты. Теперь, когда перегоны всех линий уже оснащены доступом к Wi-Fi, «МаксимаТелеком» захватывает и платформы станций.
Хотя компания до сих пор не раскрывает своих финансовых показателей, основной статьей ее доходов стало размещение рекламы. Глава пресс-службы «МаксимаТелеком» Илья Грабовский рассказал «Газете.Ru», что на рекламу приходится более половины доходов компании.
Что касается расценок на рекламу на сайте wi-fi.ru, то за 1 тыс. показов видео- или графического баннера после процедуры авторизации рекламодатель заплатит 800 руб. Стоимость статичной картинки на фоне страницы авторизации составляет 1 млн руб. в будний день и 750 тыс. руб. в выходной.
По словам коммерческого директора «МаксимаТелеком» Алексея Крупенина, в качестве рекламной площадки сеть Wi-Fi в метро начала развиваться осенью 2014 года. «С начала 2015 года нам удалось привлечь более 500 рекламодателей, и благодаря серьезному пассажиропотоку мы ежедневно охватываем все категории граждан. Хотя наша основная возрастная аудитория все же находится в диапазоне от 18 до 34 лет», — рассказал Крупенин «Газете.Ru».
Он также отметил, что в сети Wi-Fi работает продвинутый механизм таргетинга. «Мы ведем сбор уникальных MAC-адресов пользователей и анализируем их поведенческую модель в интернете для выдачи им наиболее релевантной рекламы. В то же время все данные не персонифицированы, так что пассажирам метро не стоит волноваться за приватность своих данных», — подчеркнул Крупенин.
При этом наиболее популярным форматом для рекламодателей остается видеореклама. Содержание рекламных роликов, просмотр которых обязателен перед подключением, вызывает массу негативных эмоций у пользователей Wi-Fi.
На вопрос о том, не поступали ли претензии по поводу содержания рекламы, Грабовский и Крупенин объяснили, что вся реклама в сети проходит внутреннюю модерацию и соответствует всем российским законам.
Еще одним источником монетизации Wi-Fi-сети метрополитена стал портал vmet.ro, предоставляющий доступ к новостям, мобильным играм и приложениям, а также прочему мультимедийному контенту. С помощью сайта также можно приобрести скидочные купоны у партнера проекта «КупиКупон» и товары через Wikimart.
Дорогая уникальность
Впрочем, на самоокупаемость проект выйдет лишь через семь лет. И хотя Крупенин уверен, что получить первую прибыль получится раньше намеченного срока, эксперты сомневаются в подобной возможности.
По мнению ведущего аналитика компании iKS Consulting Максима Савватина, именно этим во многом объясняется уникальность строительства московской Wi-Fi-сети в метро:
«Затраты на реализацию подобного проекта весьма существенны, а выручка не настолько большая. Так что его реализация возможна при софинансировании администрацией города или более крупным государственным образованием».
«Если же средства предоставляются коммерческой компанией, то необходимо разрабатывать бизнес-модель, которая предполагает наличие четкого и продуманного плана и, конечно, учета всех рисков. Для большинства компаний риски, по-видимому, слишком велики», — рассказал эксперт Газете.Ru».